Меню
Голас Любаншчыны

Реально ли в Клецком районе купить пустующий дом за одну базовую

Фото: Вячеслав Цуранов

Уже больше года в стране работает Единый реестр пустующих домов. Если в двух словах, это сайт, где собраны объекты недвижимости, оставшиеся без собственников. Многие из них продаются за чисто символическую плату — одну базовую величину. С одной стороны, такая цена наводит на подозрения: в магазине за один заход оставляешь больше, а тут целый дом! Не иначе как кота в мешке подсунут, а потом думай, что с ним делать и как на штраф не нарваться. С другой — а вдруг попадется что-то приличное, пригодное для проживания? Гадать не будем, лучше займемся поисками и «покупкой» какой-нибудь избушки…

Развалюшка развалюшке рознь

«Приобретать» жилье будем в родной Минской области. За годы работы уже все районы обошли и объездили вдоль и поперек. Знаем, где у нас самые живописные места и где надо покупать домик в деревне. Первый шаг – заходим на сайт https://eri2.nca.by/ как гость и выбираем в открывшемся окошке область «Дома к продаже с аукциона» (можно выбрать и без аукциона). Таких по всей Беларуси более сотни. Нас же интересует центральный регион — его и кликаем в строке «Адрес». А вот с выбором конкретного района вышла заминка: далеко не во всех на момент поиска были готовые к продаже через аукцион дома.

В Клецком районе, к примеру, такой нашелся всего один — в агрогородке Домоткановичи по улице Комсомольской. К визитке дома приложена справочная информация: введен в эксплуатацию в 1954 году, площадь 53 «квадрата», износ 55%. Первая мысль: типичная развалюшка, в которой стены крошатся, а крыши, может, и вовсе нет. Но снимок дома, сделанный летом, немного обнадежил — стены на месте, крыша тоже имеется. И ведь к дому еще идет бонус — 3 сарая. Однозначно надо брать! Ну, или хотя бы позвонить по указанным в визитке дома номерам и подъехать, глянуть на жилье. Связываемся с председателем Щепичского сельисполкома, Щепичского сельского Совета депутатов Натальей Бурак и, услышав: «Приезжайте, на месте все увидите», собираемся в командировку.

Председатель Щепичского сельисполкома, Щепичского сельского Совета депутатов Наталья Бурак

Уже когда приехали в Клецкий район и встретились с Натальей Леонидовной, честно ей признались: приехали, чтобы в первую очередь проверить, как работает схема «нашел развалюшку в интернете — приехал — купил».

Письмо-благодарность Наталье Бурак от покупательницы из Гродно

— Она хорошо работает и уже успела себя зарекомендовать. Но зря вы пустующие дома называете развалюшками. Да, встречается очень ветхое жилье, которое и спасать нечего. Причем у таких домов есть собственники. С их согласия мы вправе снести здание, — уверяет Наталья Бурак. — Но если дом крепкий и там нужно всего лишь поменять полы или стекла вставить, он, уже когда становится собственностью сельсовета, готовится к продаже. Хвостов в виде неоплаченных счетов за электроэнергию или газ у таких домиков нет: прежде чем выставить объект на аукцион или прямую продажу, мы все долги погашаем.

Председатель сельисполкома предложила съездить в деревню Лукавцы и посмотреть дом, который совсем недавно был продан на аукционе. Новый собственник уже приводит его в порядок: сделал небольшую пристройку, вставил стеклопакеты. Работы там много, но ведь объект простаивал и не отапливался, по словам Натальи Бурак, несколько лет.

— Если хозяин дома умер, а наследники не объявляются, — какой смысл ждать годы, пока здание окончательно не обветшает или его не разберут по кирпичикам? — задаю собеседнице логичный вопрос. — Не проще ли сразу его сбыть и забыть?

Оказывается, не все так просто. Даже если дом никто не принял в качестве наследства, заняться им сельисполком может не раньше, чем через 3 года после смерти хозяина.

— На самом деле с пустующими домами работаем уже давно. Но раньше, когда такие объекты становились собственностью сельсовета, мы их сносили. За 10 лет снесли порядка 100 домов! Указ №116 в каком-то смысле развязал нам руки: после решения суда о том, что дом переходит в собственность сельсовета, мы можем его продать. Но этому предшествует уйма всяких процедур. После выявления пустующего дома и включения его в реестр мы ищем заинтересованных лиц. Это наследники, которые могут претендовать на объект недвижимости.

Поиски, говорит Наталья, порой затягиваются. Особенно трудно, если сын, внук или племянники умершего собственника дома живут в другой области, стране.

— Начинается работа с этими потенциальными владельцами дома. Кто-то, получив наше уведомление, все-таки решает, что будет заниматься наследством. Мы даем человеку год: раз дом тебе нужен — приводи его в порядок! Кто-то сразу пишет отказную, объясняя это тем, что «у меня есть квартира в Минске, дача — мне эта головная боль не нужна. Делайте, что хотите». Мы дальше работаем с данным объектом, обращаемся в суд… Может пройти полгода, а то и больше, пока с момента выявления пустующего дома он по решению суда будет передан сельсовету. И только потом дом выставляется на продажу.

Чаще всего такое жилье покупают местные или же минчане. Кто-то с целью огородничества: свои помидорчики-огурчики повкуснее будут, чем магазинные. Кому-то дача нужна исключительно «приехать, пожарить шашлычки, покупаться в бассейне». Но у каждого дома своя история, свое прошлое и будущее. Наталья Бурак вспоминает, как однажды к ней обратилась девушка из Гродно.

— Она искала себе домик. Когда встретилась с ней, подумала: «Может, хочет переехать из областного центра поближе к Минску». Оказалось, у нее онкология, а лечиться девушка хотела непременно в Боровлянах. Но без прописки туда не брали: вот и приобрела домик в деревне. Прописалась, поехала на лечение. Девушка эта уже давно в стадии ремиссии, живет и работает в Минске. А здесь у нее дача. Когда встречаемся, говорит, что купить дом было лучшим решением. Тем более что оно спасло ей жизнь…

Аппетит приходит во время еды

Деревня Лукавцы, куда привезла нас председатель, находится всего в трех километрах от райцентра. Дом, недавно проданный здесь с аукциона, — почти в самом центре населенного пункта.

— Изначально планировали его прямую продажу: цена была 37 рублей, на тот момент одна базовая. Мы дали объявление в районную газету, опубликовали на сайте райисполкома. В итоге на дом заявилось 4 человека. Если такое происходит и покупателей больше одного, дом продается через аукцион. Этот в итоге купили за 1230 рублей.

Пока готовился материал, дом в Домоткановичах, куда мы приезжали, был продан с аукциона. Ушло жилье за рекордные (!) 12,324 рубля, 11 копеек! Всего в аукционе участвовало 8 человек, в том числе двое граждан России. Однако дом в Клецком районе купил местный житель.

Вообще, если выявляется пустующий дом, сельисполком делает все возможное, чтобы убедить сыновей-дочек вступить в наследство и ухаживать за родительским гнездом. Некоторых, уверяет Наталья Бурак, действительно получается вернуть на малую родину…

— У меня интересная ситуация была в деревне Степужичи. После смерти дедушки остался большой дом. Сын не захотел вступать в наследство, даже не появлялся там. Мы направили ему письмо-уведомление. Он приехал через какое-то время и говорит: «Знаете, буду все-таки домом пользоваться». Вступил в наследство, оформил документы. Теперь там не дом, а лялечка! Скажу больше: рядом с его домом стоял бесхозный дом, который тоже никто не хотел принимать по наследству. Парень и этим домом заинтересовался. Мы дали ему контакты женщины, которая по закону могла претендовать на жилье: она вступила в права на него и продала дом парню! Теперь у него две дачи в деревне!

На словах все кажется очень просто: есть дом — значит, должен быть и владелец. Либо из тех, кто по закону может претендовать на данное жилье, либо посторонний человек, покупатель. Но нюансов на самом деле очень много.

— У меня есть информация по каждому дому нашего сельсовета. Я знаю, кто в деревне прописан, а кто приезжает как на дачу. Если владелец дома умер, контролирую, объявились наследники или нет. Но бывает, что связаться с наследниками нельзя по объективной причине: если, скажем, человек находится в местах не столь отдаленных. Ему отбывать наказание лет 15–20, и все это время я не могу начать работать с домом. Или другой пример: если наследники находятся в соцучреждениях, на социальных койках, — объясняет Наталья Бурак.

Раритеты для школьного музея

Хоть покупать дом в Домоткановичах, который нашли на сайте Единого реестра пустующих домов, мы не собираемся, съездить туда надо. Интересно же, насколько картинка в интернете соответствует реальности. Наталья Леонидовна, дабы удовлетворить наше любопытство, заехала в сельисполком за ключами — и вот мы уже на пути к домику чьей-то мечты.

Приобрести пустующий дом можно и через прямую продажу. В таком случае покупатель пишет заявление в сельисполком, и если в течение 30 дней нет других желающих, дом продают ему за одну базовую.

— Вы всем потенциальным покупателям показываете жилье? Нет такого, что «смотреть разрешается, а заходить внутрь — ни-ни»?

— Понимаю, что вы имеете в виду. Нет, кота в мешке не продаем. Если человек хочет купить дом и готов заплатить за него «энную» сумму, какой смысл скрывать, что там внутри? Он же потом мне претензии выскажет.

Машина остановилась на улице Комсомольской. Дом, который видели на картинке, полностью совпадает с действительностью. Наталья Леонидовна открывает замок и пропускает нас внутрь. Мы, мягко говоря, в шоке: добротная изба! Из мебели — диваны, кровать, шкаф, телевизор, швейная машинка. Даже на импровизированной кухне кое-какая утварь имеется. А вот что удивило, так это огромное количество семейных фотографий на стенах. Ладно, дом: с ним мороки много. Но почему дети не хотят забрать снимки родителей, бабушек, дедушек?

— Это не редкость, — уверяет Наталья Бурак. — Часто, когда дом переходит в нашу собственность и мы начинаем с ним работать, обнаруживаем там личные вещи, фотографии, даже раритеты. Многое потом отдаем в школьный музей.

Председатель сельсовета, видя нашу заинтересованность, еще раз переспросила: может, все-таки поучаствуем в аукционе и попробуем купить дом?

— Жилье вы уже увидели и, судя по всему, остались под впечатлением. С вас только 8 рублей в качестве задатка — и мы составляем соглашение об аукционе, —улыбнулась Наталья. — Сразу выдаем вам на руки билет участника, где будет указано, когда конкретно состоится аукцион, где что выставлено. В назначенный день вы приезжаете, мы обмениваем ваш билет на номерок — и все, торги начинаются. Стартовая цена 40 рублей, следующие шаги — 15% от стоимости.

В другое время точно бы не упустила такой шанс, но сейчас…

— А какая максимальная сумма, за которую удавалось продать пустующий дом? — спрашиваю у председателя, пытаясь уйти от вопроса.

— Чуть больше 2000 рублей. Причем дом, который мы продавали, реально стоил меньше. Но желающих его купить было несколько, люди торговались.

— А за сколько этот домик в Домоткановичах думаете продать?

— Как минимум 6 тысяч рублей он стоит. Но заранее не угадаешь: пока заявлено 4 участника аукциона и время еще есть.

Современные технологии в помощь

Наталья Бурак согласна с Главой государства: в деревне должен быть порядок — и не важно, живет там 10 человек или 510. Соответственно, и с бесхозным жильем нужно разбираться оперативно. Насчет этого у председателя Щепичского сельисполкома свое мнение: она уверена, что продать можно любой дом!

— Даже палку можно продать, если есть желание. А тут речь идет о домах, причем вполне пригодных для проживания, с большими участками. Другое дело, что не у всех есть заинтересованность работать с домом. Выставил сельисполком недвижимость на продажу и ждет, когда кто-нибудь откликнется. Мои коллеги порой говорят: мол, у тебя деревни близко к городу, поэтому на них и спрос есть. На самом деле из 12 населенных пунктов, которые входят в сельсовет, только некоторые расположены в 5–7 км от Клецка, остальные значительно дальше. Тут важно использовать все плюсы, которые есть у дома: природа, речка рядом, грибные места, хорошие дороги. Вот с этой инфраструктурой и надо продавать дом! Людей такие факторы тоже привлекают.

Кстати, сама Наталья Леонидовна, чтобы быть «в теме», несколько лет назад пошла на второе высшее: подковалась в юридических вопросах. Результат? В 2022 году сельисполкомом было продано 11 домов. В 2023-м и за два месяца 2024-го — 16 домов.

— Под лежачий камень вода не течет! Я пользуюсь вайбером, телеграммом, тик-током и везде выкладываю объявления о продаже домов, даже снимаю небольшие видеоролики. Люди сидят в интернете, и туда надо идти нам, чтобы заинтересовать их. Так рассказать о доме и показать все его плюсы, чтобы они обрывали телефоны и хотели купить жилье. Это требует времени, но ведь мы работаем на благое дело. Пусть я оптимист, но все еще верю, что люди начнут возвращаться в деревни. И мы можем этому поспособствовать.

Информация об объявленных торгах и предмете торгов

Организатор электронных торгов: комитет «Минскоблимущество», тел. (8017) 5004710, 5004711, 5168054, 5168055.

Оператор электронной торговой площадки: ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа», www.et.butb.by.

Дата проведения повторных электронных торгов 5 апреля 2024 г.

Недвижимое имущество и право аренды земельного участка. Капитальное строение
(инв. № 640/С-22256) – одноэтажное здание магазина № 17 с подвальным этажом,
общ. пл. 799,4 кв.м, 1987 г.п. (принадлежности: покрытие из асфальтобетона, покрытие из цементно-песчаной плитки, забор кованый), расположенное на земельном участке пл. 0,0851 га, по адресу: Минская обл., г. Слуцк, ул. Социалистическая, 140А. Земельный участок предоставляется в аренду сроком на 30 лет. Начальная цена единого предмета электронных торгов: 573 479,52 руб.
(в т.ч. недвижимое имущество – 568 642,22 руб., право аренды земельного участка – 4 837,30 руб.). Продавец: коммунальное торгово-производственное унитарное предприятие «Универмаг «Слуцк».

Извещение о проведении электронных торгов опубликовано на официальных сайтах Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь www.gki.gov.by, Минского областного исполнительного комитета www.minsk-region.gov.by.

Информация об объявленных торгах и предметах торгов

Организатор электронных торгов: комитет «Минскоблимущество», тел. (8017) 5004710, 5168054, 5168055.

Оператор электронной торговой площадки: открытое акционерное общество «Белорусская универсальная товарная биржа».

Электронный адрес электронной торговой площадки: www.et.butb.by.

Дата проведения повторных электронных торгов: 5 апреля 2024 г.

Лот № 2. Недвижимое имущество: капитальное строение (инв. № 640/С-26425) – одноэтажное здание бани с пристройкой и навесом, общ. пл. 139,1 кв.м, 1959 г.п. (принадлежности: асфальтобетонное покрытие, металлическое ограждение), расположенное по адресу: Минская обл., Слуцкий район, д. Радичево, ул. Центральная, 22. Начальная цена предмета электронных торгов: 8 894,00 руб. (Начальная цена понижена на 80 %). Продавец: коммунальное унитарное производственное предприятие «Слуцкое ЖКХ»;

Лот № 3. Недвижимое имущество: капитальное строение (инв. № 640/С-109889) – одноэтажное здание Новинковского сельского клуба, общ. пл. 295,8 кв.м, 1957 г.п., расположенное по адресу: Минская обл., Слуцкий район, д. Новинки, ул. Советская, 2А. Начальная цена предмета электронных торгов: 22 800,00 руб. (Начальная цена понижена на 80 %). Продавец: отдел идеологической работы, культуры и по делам молодежи Слуцкого районного исполнительного комитета.

Лот №4. Недвижимое имущество: капитальное строение (инв. № 614/С-50797) – одноэтажное здание интерната ГУО «Жажелковская базовая школа», общ.пл. 117,4 кв.м, 1960 г.п., расположенное по адресу: Минская обл., Смолевичский район, д. Жажелка, ул. Советская, 4Б. Начальная цена предмета электронных торгов: 13 300,00 руб. (Начальная цена понижена на 50 %). Продавец: государственное учреждение «Смолевичский территориальный центр социального обслуживания населения».

Извещение о проведении электронных торгов опубликовано на официальных сайтах Минского областного исполнительного комитета www.minsk-region.gov.by, Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь www.gki.gov.by.

ГУ" Березинский районный центр по обеспечению деятельности бюджетных организаций"
Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59