«Не точка фастфуда, а здоровый перекус». Жительница Воложина открыла первый в городе школьный буфет
Одно время вопросов, как и претензий к школьным буфетам было очень много. А вдруг ребенок перебьет аппетит сладкими вафлями и не захочет в столовой есть суп с кашей и котлетой? А если потеряет деньги, которые взял на перекус, и вообще останется голодным? В конце концов, буфеты отвоевали свое право на существование — в столице, например, они есть практически во всех учреждениях образования. Что касается Минской области, пока не все школьники могут позволить себе сбегать на переменке в буфет за глазированным сырком или бутербродом…
Маленькая акула большого бизнеса
В том же Воложине: из трех школ буфет работает всего в одной. Открыла его бывшая учительница начальных классов Людмила Александрова. Она не скрывает: бизнес в сфере детского питания не самый доходный. Впрочем, когда четыре года назад женщина соглашалась на такую авантюру, о заработке думала в последнюю очередь.
— Школе, детям я посвятила 19 лет своей жизни. Это был замечательный период! Для любознательных карапузов ты как вторая мама, причем именно слово «мама» здесь главное, — улыбается Людмила. — Наверное, так бы и продолжала работать с малышами, если бы в 40 лет не родила второго ребенка. Такое событие заставляет на многие вещи взглянуть под другим углом: я поняла, что хочу посвящать сыну больше времени. В общем, учительский стаж пришлось прервать…
Людмила временно стала безработной. Она обивала пороги различных учреждений: надеялась найти место с более свободным графиком. Поиски ни к чему не привели, и молодая мама в отчаянии обратилась в управление по труду, занятости и социальной защите Воложинского райисполкома. Но и там только развели руками: подходящих вакансий нет.
И все-таки альтернатива нашлась.
— Меня огорошили вопросом, не хочу ли я сама стать предпринимателем и сделать себе такой график, который меня устроит? Я зацепилась за эту идею. Начала перебирать варианты — какой бизнес будет востребован в Воложине и позволит мне больше времени проводить с сыном? На ум пришел школьный буфет. Для нашего города это оказалось чем-то вроде ноу-хау: ни в одном учреждении образования буфетов не было, — рассказывает Людмила. — Снова обратилась в райисполком, объяснила, что хочу на базе школы №1 открыть ИП. Мне пошли навстречу. Даже предложили взять все школы города. Я не рискнула. Во-первых, опыта в бизнесе никакого. Во-вторых, финансово боялась не потянуть.
Насчет финансов Людмила переживала зря. Да, ей пришлось вложить собственные средства. Однако солидную часть суммы, а именно 2500 рублей, она безвозмездно получила в качестве субсидии. А перед этим прошла курсы предпринимательства, где ее подковали в теории, защитила бизнес-план.
— Первая школа — самая большая в городе, здесь учится порядка 660 ребят. Администрация понимала, что буфет детям нужен, так что вопросов с арендой не возникло: в помещении столовой мне выделили небольшое пространство в 6 «квадратов». Для буфета этого достаточно.
Перечень продуктов, которые можно продавать в школьном буфете, Людмила получила в центре гигиены и эпидемиологии. Дело оставалось за малым — найти поставщиков, которые бы согласились доставлять товар в небольших объемах.
— Крупные производители не горят желанием сотрудничать с мелким бизнесом, возить упаковку из 30 детских соков за сотню км от Минска. Они ведь тоже хотят получить свою выгоду, их можно понять. По итогу решила, что за соками и водой сама буду ездить в Минск. Зато свежую выпечку каждое утро привозят из Молодечно. Моя детвора от нее в восторге!
Что нужно покупателю
Буфет в школе №1 Воложина открылся в начале 2020 года. Это, вспоминает Людмила Александрова, был аншлаг: в первый же день его посетило более 450 учеников!
В день приходит около 300 покупателей. Причем это не только школьники, но и учителя. Даже работники столовой у меня затовариваются.
Людмила Александрова
— У меня такой выручки, как в первый день, больше не было! Школяры скупали все: йогурты, ватрушки, сметанники, сырки, соки, печенье, вафли, трубочки, мюсли. Детям было интересно почувствовать себя покупателями. Хотя малыши и деньги еще толком считать не умели: вместе с ними отбирали по монетке, чтобы не запутаться.
Через пару месяцев работы Людмила имела более четкое представление, какие продукты особенно нравятся ребятам. Говорит, «сырки с пандой» и «подушечки» разбирались как горячие пирожки.
— А как же завтраки-обеды в столовке? Не портит ли буфет, такая законная «точка фастфуда», аппетиты ребят? Прибежать с утра за вафлей, потом еще сметанником с сырком «заправиться» перед обедом — тут уж никакого борща с макаронами не захочется. А мамы с папами потом выслушивают жалобы от учителей: ребенок в столовой ничего не ест! — задаю Людмиле вопрос, который уже давно вертится на языке.
— У меня сын учится в этой же школе: я на его примере могу судить, мешает ли буфет питаться деткам в столовой, или нет. И как учитель в прошлом, и как мама могу гарантировать: буфетная еда никак не влияет на аппетит. Судите сами. У первоклашек и второклашек завтрак начинается в 9:30. Следующий раз они смогут покушать только в 13:30, то есть четыре часа у них перерыв. Вот в этом время, как правило в 10:30, они и прибегают ко мне. Их тут человек 60 толпится! Кто-то хочет взять шоколадку или сладкий батончик, но я лучше отговорю их от такой покупки. Возможно, это мне же идет в убыток, но смотрю на каждого юного покупателя как на своего ребенка.
И насчет точки фастфуда Людмила справедливо не согласна: вредной еды типа чипсов, сухариков или попкорна в буфете не купить.
— Хотя рядом со школой есть магазин, где все это продается. Но ребята-старшеклассники после уроков все равно идут ко мне. Привыкли, что в буфете все свежее и полезное.
Знак качества
За четыре года, что работает буфет, интерес со стороны школьников к нему не уменьшился, чему мы с фотографом Вячеславом были свидетелями. Пока шли уроки, спокойно беседовали с Людмилой, но как только прозвенел звонок — через секунд 20-30 возле павильона уже выстроилась длиннющая цепочка из младших школьников. Высмотрев через стекло витрины что-то вкусненькое, ребята выковыривали из кошельков монетки и, отсчитав нужную сумму, протягивали Людмиле. Почти каждый третий просил булочку с повидлом или сахарной пудрой. А к ней — упаковку сока.
Выпечка (печенье, булочки, сметанники и прочее), которая продается в школьных буфетах, готовится на растительном или сливочном масле.
— Газировки у меня нет, да я и против таких напитков, — объяснила «бизнесвумен». — В школьном буфете должно быть только здоровое питание.
Задавать вопрос о заработке я посчитала не уместным. Но Людмила сама затронула эту тему. Она откровенно говорит, когда буфет только начинал работать, прибыль была гораздо выше. Сегодня суммы скромнее.
— Проблем в этой сфере достаточно. Взять хотя бы молочную продукцию: надбавки на нее ограничены, поэтому цены минимальные. Получается, продавать йогурты, сырки, пудинги мне теперь невыгодно, — вздыхает женщина.
Товары, которые имеются в школьном буфете, должны быть промаркированы «для детского питания». Но не все производители, выпускающие такого рода продукты, указывают это.
— Почему бы изготовителям не ввести какой-то единый знак качества, который бы свидетельствовал о том, что товар подходит для питания школьников? Тогда бы ассортимент в буфете был шире. Согласитесь, если на те же вафли есть сертификат качества и в магазине родитель может купить их своему ребенку, почему эти же вафли нельзя продавать в буфете?
Даже при всех минусах закрывать ИП Людмила не собирается. Хотя раньше такие мысли ее посещали. Но когда она пару раз по семейным обстоятельствам не вышла на работу и потом детвора завалила ее вопросами, почему буфет не работал, — поняла, что уже не бросит это дело.
— Выход из любой, даже самой сложной, ситуации есть всегда. Буду искать новых поставщиков, расширять перечень товаров, прежде всего за счет молочки. Может, для малого бизнеса введут какие-то послабления и работать станет проще. В любом случае закрывать буфет не хочу. В конце концов, я пришла сюда не ради денег.