Меню

Безопасность и комфорт на дорогах — завод в Фаниполе производит мостовые конструкции

дорожное ограждение

Есть в Фаниполе небольшой завод, с продукцией которого знаком, считай, каждый житель Беларуси.

Ее можно увидеть на любой проезжей части республики! Это конструкции инженерного обустройства дорог и разнообразные дорожные ограждения. Но в отличие от раскрученных белорусских брендов, которые все знают и соотносят с одноименными предприятиями, производитель металлического барьерного ограждения, устанавливаемого на дорогах, путепроводах и мостах, известен лишь специалистам. Только дорожно-строительные и эксплуатирующие организации знают, что сделаны они филиалом «Опытно-механический завод», входящим в состав ОАО «Дорстройиндустрия».

В состав ОАО «Дорстройиндустрия» входят три филиала: «Опытно-механический завод», «Завод железобетонных мостовых конструкций» и «Нерудстройматериалы». Все они ориентированы прежде всего на удовлетворение потребностей дорожно-строительных организаций Беларуси. На сегодняшний день предприятие занимает лидирующие позиции по производству железобетонных мостовых конструкций, нерудных материалов, а также металлических конструкций инженерного обустройства автомобильных дорог, коммунальной техники, дорожно-строительного оборудования и многого другого.

В октябре 2022-го Опытно-механический завод в Фаниполе возглавил новый директор — Константин Станишевский. Но «новый» он условно. Ведь Константин Викторович долгое время работал начальником механосборочного цеха предприятия, затем заместителем директора по производству и маркетингу. За многолетнюю практику обрел ценный опыт, досконально изучил производство и его специфику, что, несомненно, является большим плюсом для него, как для руководителя.

Машины для дорог

Производственная линейка Опытно-механического завода не ограничивается одними только ограждениями. По словам директора завода Константина Станишевского, предприятие, некогда строившееся с целью ремонта дорожно-строительной техники, уже давно превратилось в машиностроительное.

резка деталей

— Сегодня мы работаем по двум основным направлениям: производство металлоконструкций инженерного обустройства автомобильных дорог и изготовление машин и навесного оборудования для содержания автомобильных дорог в зимний и летний период. Мы производим автогудронаторы, битумовозы, пескосолераспределители, различные машины для ямочного ремонта и заливки швов, другое навесное оборудование. Кроме того, наше предприятие выпускает разнообразное нестандартизированное оборудование как по документации заказчика, так и в соответствии с собственной разработкой — от емкостей различного типа и объема до элементов остановочных пунктов, — говорит Константин Викторович.

В последние годы наблюдается падение спроса на металлическое барьерное ограждение на внутреннем рынке, поэтому было решено переориентировать производство на увеличение выпуска машин и оборудования. К началу нынешнего года соотношение выпуска металлоконструкций и оборудования составило приблизительно 50 на 50. Сделать это удалось за счет постепенного освоения новых видов и глубокой модернизации старых моделей машин, механизмов и навесного оборудования, а также расширения рынков сбыта. В отличие от металлоконструкций данный вид продукции характеризуется высокой добавленной стоимостью и низкой материалоемкостью.

Санкции не помеха

Из-за введенных санкций спрос на продукцию филиала не снизился. Но, как отмечают специалисты, пришлось проделать большую работу в рамках импортозамещения, ведь пятую часть комплектующих в машинах и механизмах составляли импортные комплектующие. В основном это гидрораспределители, гидромоторы и небольшой процент электроники (разнообразные датчики). Сегодня они заменены аналогами белорусского, российского и китайского производства. Более того, некоторые позиции, к примеру пульты управления, белорусским предприятиям-разработчикам пришлось проектировать и производить специально для завода с нуля.

поливочная машина
Автогудронатор (слева) и поливомоечная машина

По словам директора, кардинальная смена логистики и контрагентов заняла какое-то время, но теперь предприятие не находится в критической зависимости от европейских поставщиков.

— К примеру, в нашей производственной линейке есть такой достаточно сложный и эксклюзивный продукт, как автогудронатор, который предназначен для перевозки нефтяных битумов и битумных эмульсий и распределения их по ширине дорожного покрытия. Двигатель для него, очень специфический, поставлялся из Италии. Долго искали ему замену, но в конце концов нашли в Китае, — отмечает Константин Станишевский.

Экспортные ориентиры

Наиболее востребованный у потребителя вид оборудования, ставший основным экспортным товаром в Россию, — пескосолераспределители. Их сегодня можно увидеть на дорогах Подмосковья, Ростовской и Нижегородской областей и даже на Кавказе.

— И, надо сказать, если ранее наше оборудование монтировалось в основном на КАМАЗы и МАЗы (в кузов и на шасси) и изредка — на машины европейских брендов, таких как «Вольво» и «Скания», то сегодня данное оборудование мы начали устанавливать по просьбе заказчиков и на машины китайского автопрома — Sinotruk Sitrak и Shacman, которые в большом количестве поставляются в Россию. Кроме того, в регионы Российской Федерации мы поставляем навесное оборудование к тракторам и самосвалам, — рассказывает Константин Викторович.

пескоразбрасывающее оборудование
Оборудование пескорасбрасывающее и снегоочистительное

— Одной из стратегий завода, — говорит главный инженер предприятия Сергей Дятко, — является наличие широкой линейки комплектаций выпускаемого оборудования — от максимально автоматизированного до максимально упрощенного продукта, в котором нет почти никакой электроники и автоматики. Зато Что касается последнего, этот продукт очень надежен (там ломаться практически нечему) и ремонтопригоден.

инженер

Несмотря на то что производств, аналогичных фанипольскому опытно-механическому заводу, в России с избытком (они есть практически в каждом регионе) и каждая поставка товара на территорию РФ является результатом упорной борьбы на конкурсных закупках, конкуренции со стороны российских производителей руководство ОМЗ не боится.

— Рынок России очень емкий, — подчеркивает директор. — Здесь главным преимуществом является сочетание цены и качества. Именно этот фактор позволит нашему предприятию увеличить объем поставок на экспорт.

Также следует отметить, что на экспорт оказывает влияние и сезонный фактор. В зимнее время за пределы страны отправляется больше машин и механизмов (до 50% от всего объема производства), летом на заводе больше занимаются металлоконструкциями, которые поставляются почти в полном объеме на внутренний рынок. Динамика объемов производства в последние год-полтора дает повод для оптимизма.

Динамика развития предприятия положительная, финансовое положение завода на сегодняшний день стабильно, есть возможность обновлять парк станочного оборудования для металлообработки. Но в первую очередь планируется заменить покрасочную камеру, что позволит сделать заводской продукт еще более качественным не только «внутри», но и «снаружи».

***

рабочий

В нынешнем году на Доску почета Дзержинского района занесен токарь механосборочного цеха завода Александр Сокол. Высокий профессионализм и добросовестное выполнение трудовых обязанностей были по достоинству отмечены руководством предприятия.  

— В 2012 году окончил Минский государственный политехнический колледж, тогда еще техникум, — рассказывает Александр. — А в 2015-м пришел на предприятие. Профессия токаря понравилась, когда попал на практику. До сих пор завораживает сам процесс, в ходе которого невразумительная металлическая заготовка превращается в деталь с заданными параметрами…

Александр считает, что привить человеку такую же тягу к профессии токаря, как у него, можно. Но для этого нужно, чтобы тебе попался грамотный наставник.

Следует заметить, что токарь — это лишь одна из профессий Александра Сокола. За время работы на заводе он освоил много смежных специальностей, таких как шлифовщик, термист, резчик на пилах, гильотинных ножницах и станках; оператор крана, управляемого с пола. Сегодня Александр изготавливает детали и запасные части, которые необходимы практически для всех видов дорожно-строительной техники, выпускаемой предприятием.

Филиал «Опытно-механический завод» ОАО «Дорстройиндустрия»

222750, Дзержинский район,

г. Фаниполь, ул. Заводская, 19

Тел. +375 (1716) 47-5-61

УНП 100211220

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59