Новые автобусы, электронные табло. Как будет развиваться пассажирский транспорт на Минщине
Динамичная жизнь современного человека предполагает перемещение быстрое, безопасное и удобное. Услугами общественного транспорта в Минской области ежедневно пользуются сотни тысяч человек.
О развитии и оптимизации пассажирских перевозок, внедрении новых маршрутов и инновационных видов транспорта, ценности водителей и многом другом — наш разговор с генеральным директором ОАО «Миноблавтотранс» Сергеем Мацуковым.
— Сергей Владимирович, наша беседа проходит в преддверии Дня автомобилиста и дорожника. С какими результатами предприятие встречает свой профессиональный праздник?
— В целом могу отметить, что нынешний год был успешным для «Миноблавтотранса», выполнены основные показатели прогноза социально-экономического развития, при поддержке губернатора Александра Генриховича Турчина нам удалось значительно обновить подвижной состав. Начата реализация программы ускоренного обновления автобусного парка, рассчитанной на 2024–2025 гг. За 9 месяцев этого года приобретено 107 автобусов МАЗ, до конца года мы получим еще 39 автобусов для городских перевозок. Отмечу, что из 146 транспортных средств, которые пополнят наши филиалы в этом году, 46 автобусов являются транспортом особо большой вместимости, так называемыми гармошками. Этот вид техники не закупался более 10 лет. В 2025 году за счет средств областного бюджета планируется приобрести еще 188 автобусов, которые пополнят автопарки наших филиалов. Также для развития пассажирских перевозок из районных центров области в Минск за счет средств областного бюджета будут приобретены 40 автобусов «Неман», еще 3 таких же автобуса и 1 автобус «Авиор» аналогичного класса закуплены в этом году за счет собственных средств. В целях развития междугородних и международных перевозок в нерегулярном сообщении приобретено 10 туристических автобусов производства КНР. Обновление автобусного парка филиалов колоссальное. За три года — с 2023 по 2025 год — будет закуплено 462 новых автобуса. Для сравнения: столько же единиц пассажирской техники приобретено за предыдущие 10 лет. Источник финансирования — областной бюджет.
17 филиалов сегодня входят в состав ОАО «Миноблавтотранс», всего на предприятии работает 3077 человек, из них 1360 водителей, 246 кондукторов, 440 основных ремонтных рабочих.
За счет собственных средств ведется обновление грузовой техники, только в этом году приобретено 37 единиц, большинство из которых повышенной грузоподъемности. Эффективность работы грузового транспорта в последние годы увеличивается.
Большое внимание уделяется развитию регулярных междугородних маршрутов. В 2024 году ОАО «Миноблавтотранс» организовано обслуживание новых междугородних маршрутов Солигорск — Лида, Минск — Рудня, Минск — Копыль через Бобовню, увеличено количество рейсов по маршрутам Минск — Борисов, Минск — Несвиж, Минск — Клецк, Минск — Любань, Минск — Молодечно. Для улучшения транспортного обслуживания населения организовано выполнение дополнительных рейсов по пригородным маршрутам: Минск — Смолевичи, Минск — Марьина Горка, Молодечно — Вилейка, Любань — Солигорск и другие.
В 2024 году принят на обслуживание ряд пригородных маршрутов Минского района, ранее выполнявшихся государственным предприятием «Минсктранс», в направлении Бордиловки, Дубового Леса, Мачулищи, Гатово, индустриального парка «Великий Камень».
Проводится работа по усовершенствованию маршрутной сети городских маршрутов: вносятся изменения в расписание движения, организуются дополнительные рейсы. Так, в Борисове после длительного отсутствия возобновлено движение городского маршрута №11. В городе Фаниполь впервые организовано движение городского транспорта.
— Расскажите подробнее о важном инновационном проекте, который внедряется в транспортной сфере Жодино.
— Действительно, сегодня в этом городе реализуется масштабный проект, предусматривающий замену на городских перевозках всех дизельных автобусов на современные экологичные электробусы производства МАЗ. Уже в апреле 14 электробусов вышли на городские маршруты. Проект в комплексе охватывает всю транспортную инфраструктуру города — построено 9 зарядных станций, Минским облисполкомом выделены финансовые средства на реконструкцию и модернизацию производственной базы автопарка №18 г. Жодино, благоустройству его территории. Также за счет средств областного бюджета ведется строительство новой автостанции в этом городе, ремонтно-строительные работы на объекте должны завершиться к концу этого года. Новый облик получат остановочные пункты в Жодино, появятся электронные табло, на которых будет указано время прибытия электробусов. Весь электротранспорт оборудован бесконтактной системой оплаты проезда. Проект сложный и затратный, сегодня вместе с производителем, по сути, проводим опытную эксплуатацию этого передового вида транспорта. Электрификация транспорта будет продолжаться в других райцентрах области, рассматриваются такие города, как Солигорск, Борисов, Молодечно.
— Давайте затронем такую важную тему в вашей работе, как повышение качества обслуживания. Что предпринимается в этом направлении, чтобы удовлетворить все запросы пассажиров?
— Для повышения качества обслуживания, как я говорил выше, существенно обновляются автопарки филиалов ОАО «Миноблавтотранс». Новые автобусы будут оснащены кондиционерами в салонах для комфорта пассажиров. Обновление транспорта позволяет повысить качество перевозок и создает необходимые условия для дальнейшего развития сферы.
Каждое обращение граждан с предложением изменить время движения автобуса, ввести новые маршруты тщательно прорабатывается, и обоснованные предложения решаются положительно. Все наши подразделения обеспечивают бесперебойную работу транспорта на регулярных маршрутах, мы стремимся соответствовать высоким требованиям пассажиров к работе транспорта в области.
Свидетельством тому, что пассажиры стали отдавать предпочтение государственному перевозчику, является рост пассажирооборота и выручки от продажи билетов на проезд.
Ведется активная работа по совершенствованию маршрутной сети между городами-спутниками и столицей. Обновляется система оплаты проезда, первыми ее могли оценить пассажиры на жодинском и борисовском направлениях. Внедрено мобильное приложение infobus.by, с помощью которого можно забронировать и приобрести билеты онлайн, работает мобильный сервис оплаты проезда по QR-коду, наша цель — минимизация использования наличных денег.
— Коллективы каких филиалов Вы бы хотели выделить?
— С уверенностью могу сказать, что филиалов-аутсайдеров в нашей структуре нет, все работают в меру имеющихся ресурсов, но вклад каждого филиала в успех общего дела несомненно весом. Прирост выручки, рост заработной платы есть на каждом предприятии, и он значительный. Средняя зарплата работников «Миноблавтотранса» за 9 месяцев этого года увеличилась на 28% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
За 9 месяцев 2024 г. ОАО «Миноблавтотранс» инвестировано в основной капитал 55,7 млн руб. Инвестиции по итогам текущего года составят более 82 млн руб.
Самый крупный наш филиал, «Автобусный парк №1 г. Солигорска», работает в усиленном режиме и доставляет в том числе калийщиков на рудоуправления и способствует таким образом слаженной работе горно-химического гиганта нашей страны — ОАО «Беларуськалий». Филиал №3 Борисова — второй по объемам перевозок после Солигорска — успешно развивает внутриреспубликанские коммерческие перевозки и составляет высокую конкуренцию частным перевозчикам. Автопарк №4 г. Молодечно успешно выполняет международные перевозки, у него есть для этого все необходимое: современный подвижной состав, высококвалифицированные водители и амбициозные цели, чтобы развивать это направление деятельности. Автопарк №2 Слуцка обслуживает Слуцкий, Стародорожский и часть Дзержинского районы, поднял стандарты социальных перевозок на высокий уровень, выполняет свою работу четко и слаженно. Автопарк №18 Жодино, как мы говорили выше, первопроходец в освоении важного проекта по эксплуатации электробусов на своих маршрутах. С мая этого года в наш состав вошел новый филиал, расположенный в Озерце Минского района, цель присоединения — развивать коммерческие перевозки в ближайшем пригороде Минска. Этот филиал будет работать на новой пассажирской технике, к концу года в распоряжении подразделения будет не менее 20 автобусов, которые окажут услуги на десятках пристоличных маршрутах.
Особо хотел бы выделить личность водителя, роль которого на автотранспортном предприятии сложно переоценить. Без него, как ценнейшего ресурса каждого коллектива, автопарк существовать не может. Водитель весь световой день, от зари до заката, должен быть собран, внимателен, терпелив, вежлив, выполнять работу качественно и ответственно, учитывать тысячи факторов на дорогах, понимать, что от его действий зависит безопасность пассажиров. Перед руководством предприятия и мной лично стоит задача обеспечить преемственность поколений, привлечь в свои коллективы молодых водителей, которые могут научиться азам мастерства у старших опытных коллег.
Как человек, посвятивший почти 20 лет работе в транспортной отрасли, в преддверии профессионального праздника от всей души желаю всем коллективам филиалов ОАО «Миноблавтотранс» дальнейшего процветания и стабильности, оперативной и безаварийной работы, а сотрудникам — профессиональных достижений, новых трудовых успехов, крепкого здоровья, благополучия и уверенности в завтрашнем дне!
Автор: Наталья Барсукова
ОАО «Миноблавтотранс»
220037, г. Минск, 1-ый Твердый переулок, 6
Тел. +375 (17) 270-16-62 УНП 600013199