Рижские названия в Минске: почему Беларусь помнит, а Латвия забыла?

… Уже полгода я, бывший рижанин, живу в своем новом месте обетованном — Минске. И нахожу здесь элементы от своего предыдущего места обитания.
Первое, что обнаружил буквально за две недели, — улицу Яна Райниса, названную так в честь прекрасного латышского драматурга и народного поэта Латвийской ССР. Специально не искал, позвонили друзья:
— Слышали, ищешь квартирку под съем? Есть тут одна симпатичная и не дорого.
— Диктуйте адрес.
– Яна Райниса…
– Беру!
Там теперь и живу. Далее я нашел в Минске Рижскую улицу и к ней еще два переулка — Первый и Второй Рижский.
Потом наткнулся на улицу Иманта Судмалиса, названную в честь латыша, одного из организаторов партизанского движения на территории Латвии и Беларуси, Героя Советского Союза. Белорусы его заслуженно чтут как героя своего народа. Латыши — нет, они воевали за Гитлера. В Риге в советское время была улица Иманта Судмалиса, но с началом латвийской «незалежности» ее «декоммунизировали».
Ну и наконец, обнаружил улицу Яна Фабрициуса, тоже латыша, героя Первой мировой, знаменитого командира Красной армии в Гражданскую…
Под защитой Республики Беларусь
Уезжал я из Риги полгода назад, равнодушно глядя в последний (похоже) раз на родной город, где прожил 54 года, учился, женился, воспитывал детей, работал… Откуда ушел в Советскую армию и куда, конечно, после армии вернулся…

Дело в том, что последние восемь лет латыши активно знакомили меня с современными достижениями их народного хозяйства, культуры и архитектуры — полицейскими участками, следственными изоляторами, прокуратурами и судами. Их в Латвии сейчас настроили — половину населения можно посадить… В Латвии я — политический преступник, вредитель, прохожу по статье «Нанесение вреда Латвийской Республике», там мне ломится до 15 лет тюрьмы.
Белорусы, разобравшись, кто я такой и почему я в Латвии «государственный преступник», предоставили мне статус «Под защитой Республики Беларусь». Надежный статус, врагу такой не выдадут. Мой отец Георгий Васильевич Алексеев в 1944-м освобождал Минск от немецко-фашистских захватчиков, а сейчас белорусы меня защитили от латышско-фашистских. Спасибо вам, братья!
Подмена ценностей
… Предыдущие 34 года своей «незалежности» латыши постепенно меняли знакомые мне с детства названия улиц с именами великих писателей, ученых, космонавтов на имена каких-то совершенно неизвестных мне (да и самим латышам) персон. А сами улицы в это время покрывались колдобинами и корявыми латками…
Последние 30 лет Рига ветшала, грязнела, деградировала. С улиц постепенно исчезали люди, а из дворов — дети. Закрывались когда-то многолюдные кафешки-ресторанчики-магазинчики, их витрины покрывались пылью и бумажками «Сдается»… Мрачнели лица немногочисленных прохожих… Все это происходило постепенно, незаметно, но неуклонно.

Столица Синеокой — Рига моей молодости
А вот ярко почувствовал я депрессивность и мортальность Риги, когда катапультировался в Минск. Черт возьми, да это же — Рига моей молодости! На улицах полным-полно молодежи, во дворах — детей, в парках — мамочек с колясками. Вечером в центре города — не протолкнуться. Чтобы в субботний вечер посидеть с друзьями в ресторанчике, надо бронировать столик заранее… И главное — ЛИЦА! Они — веселые, улыбчивые, светлые. В отличие от…
В Риге есть только одно мероприятие, где случаются веселые лица, — ежегодный гей-парад. Все остальные их праздники (Дни памяти легионеров СС, Дни независимости и пр.) более похожи на похоронные процессии с одинаковыми венками-букетами, купленными централизованно за государственные деньги. За свои деньги латыши «праздничные букеты» покупать не готовы.
Вот не шучу: у латышей есть девять дней в году, когда положено вывешивать государственные флаги. Четыре раза — в честь разных дат «провозглашения/восстановления независимости», тогда вывешиваются обычные флаги. И пять (пять!), когда флаги вывешиваются с траурными ленточками в честь «памяти жертв коммунистического геноцида» и «оккупации Латвийской Республики». Понятно кем — геноцида и оккупации, не гитлеровцами.
Мой сын как-то принес из школы анекдот:
— Как выглядит флаг Латвии?
— Это такое красно-бело-красное полотнище с черной ленточкой сверху…
Этот ненавистный День Победы
Был еще в Риге радостный праздник, который вызывал у латышей боль, — наше 9 Мая. Когда в Парке Победы собирались сотни тысяч нас, русских, веселых, с РАЗНЫМИ букетами (это важно!). Латыши все годы их «незалежности» пытались его как-то прихлопнуть. Но не получалось…
Три года назад, с началом СВО, они таки нашли повод (русские — Мордор!) и снесли наш сакральный Монумент освободителям Риги под песни и пляски своих молодых безмозглых бабуинов…

… Уезжая из любимой мною Риги полгода назад, я смотрел даже не равнодушно на этот город, а с неприязнью, он стал мне чужим. Не мой уже город.
Наверное, неправильно переносить свои личные отношения со следователями-прокурорами-судьями на весь город, в конце концов, там остались мои друзья, школа, где я учился, там мой политех, конструкторское бюро, где я работал, роддом, где появились на свет мои дети, а на окраине — могила моей матери-латышки…
Но ничего с собой поделать не могу. Латыши, обвиняя меня в «разжигании национальной ненависти» К СЕБЕ, за последние 8 лет добились одного — разожгли национальную ненависть ВО МНЕ…
Впрочем, ненависть — это слишком красивое чувство. Они разожгли во мне к себе брезгливость. Что, пожалуй, сильнее, чем ненависть…
Кстати, еще с 1970-х в Риге был торговый центр «Минск». Знаменитый, один из первых советских «универсамов», так их тогда называли. Название «Минск» в Риге было определением локации:
–— Ты где живешь?
— В районе «Минска»…
— Понятно!
Год назад латыши название «Минск» со здания сняли, «декоммунизировали». Сделали они это, как и положено, ночью, пока народ спит…
А вот торговый центр «Рига» в Минске никуда не делся. Своих соседей белорусы уважают, несмотря ни на что.
В отличие от меня.
Рекомендуем


