Что дальше? Оцениваем перспективы авторынка Беларуси
Автомобильный рынок любой страны — очень чувствительная структура, четко
и быстро реагирующая на все экономические, политические и потребительские
изменения. Можно констатировать, что в целом автобизнес современных стран
развивается волнообразно — вслед за падением продаж следует рост, и так по кругу.
Но помимо колебаний объемов производства, ввоза и вывоза, а также реализации
машин, меняется и сама структура рынка, а также предпочтения покупателей.
Вспомним 2022 год (проблемный с геополитической точки зрения): в Беларуси
было продано всего 17 234 новых авто (по данным Автомобильной ассоциации
Республики — БАА), что на 63,2% меньше, чем в 2021 году. Рынок рухнул. Однако
уже в прошлом году он снова пошел в рост: 25 408 шт. реализованных машин
(легковых и легких коммерческих). И это только официальная статистика, в которой
не отражены многие автомобили, поступающие по каналам параллельного импорта
и ввозимые в Республику физическими лицами. Точных данных по сегменту машин
с пробегом тоже нет, а там изменения происходят едва ли не каждый месяц.
Чего же нам ждать от авторынка в ближайшем будущем?
Сегмент новых автомобилей: смена приоритетов и рост цен
Санкции, неадекватное поведение недружественных стран, общая мировая
напряженность — все это привело к тому, что рынок новых автомобилей сначала, как
было отмечен выше, в Беларуси просел, а потом адаптировался к современным
реалиям и подрос.
Сегодня многие, особенно — европейские, марки ушли с рынка Республики:
официально их модели у нас не продаются, а завозятся дилерами самостоятельно.
Усложнилась логистика, увеличилось время доставки машин, как следствие —
выросли цены.
На дорогах становится все больше и больше китайских автомобилей — и
ввозимых по официальным каналам, и поставляемых маленькими салонами под
заказ конкретных покупателей.
В будущем ситуация сильно вряд ли изменится: большая часть рынка будет
занята китайскими брендами (включая машины «Джили», производимые на заводе
«БЕЛДЖИ») и российской «Ладой». В том же 2023 году Geely и LADA
расположились на 1 и 2 местах по объему продаж в Беларуси.
Автомобили из РФ и поднебесной будут активно покупать: особенно
полюбившиеся многим кроссоверы, компактные седаны и электромобили.
Европейские марки, конечно же, останутся, но из-за всех сложностей с их
поставками будут становится все более дорогим удовольствием. Ну а премиум сегмент (Audi, BMW, Mercedes-Benz и некоторые другие) станет еще более
премиальным. Из-за ценников, конечно. Ну и дефицита некоторых моделей.
Но проблема ценообразования коснется всех, не только люкса: уверовав в свое
непоколебимое господство, марки из КНР будут планомерно повышать цены на
свою продукцию. А может и не планомерно, а просто задерут их до небес в один
момент! Альтернативы то у покупателей нет… И что мы увидим? Новый спад
авторынка через полтора-два года.
Почти все представители автомобильного бизнеса единогласны во мнении,
что рынок необходимо защищать от внешних воздействий, ограждать от
разнообразных прихотей вендоров и стимулировать спрос. Государству нужно еще
плотнее работать над локализацией производства транспорта, разрабатывать
актуальные кредитные программы и схемы поддержки покупателей, закрывать все
лазейки и теневые схемы в работе компаний, поставляющих автомобили в Беларусь.
Время диктует свои законы: не хочешь работать честно и не наживаться на
потребителях – уходи с рынка. Другого пути нет. Кто-то скажет, что это —
диктатура, подавление конкуренции, ценовой контроль… Нет! Это объективная
реальность, в которой государству нужно полагаться только на себя и думать только
о своих гражданах, а не об иностранных толстосумах.
Сегмент автомобилей с пробегом: переориентация на «свежие» машины и
уход от «серых» схем
Вторичный рынок всегда был и остается спасением для тех автолюбителей,
которые либо не могут позволить себе новые машины по баснословным ценам, либо
хотят купить то, чего нет в автосалонах.
И этот рынок в Республике за последние годы сильно изменился: появилось
больше так называемых автохаусов – автоцентров, которые продают юридически
чистые машины с определенной гарантией – свои и комиссионные (от частных лиц);
в продаже теперь много хороших и «свежих» автомобилей, время «убитых»
рыдванов постепенно уходит.
В ближайшее время будет и дальше происходить некое «окультуривание» этой
сферы: все «серые» схемы власти постепенно нейтрализовывают; покупатели
становятся грамотнее и чаще прибегают к услугам специалистов, которые помогают
им отличить проблемную в техническом плане машину от хорошей; каналы
поставок непонятных «перевертышей», «утопленников» и «распилов» иссякают.
Будущее за полностью цивилизованным рынком автомобилей с пробегом, дни
классических «базаров» сочтены.
С ценами вопрос более сложный: некоторые эксперты считают, что в
среднесрочной перспективе они поползут вверх – из-за возросшей активности на
рынке, ограниченности предложений и усложнившихся условий ввоза подержанных
транспортных средств из-за границы. Некоторые, что цены могут стабилизироваться
или и вовсе чуть снизиться – по причине оттока покупателей из России и
внутренней конкуренции продавцов.
В любом случае авторынок Беларуси ждут интересные и непростые времена,
которые сформируют вектор развития отрасли на годы вперед. Выиграть должны
потребитель и отечественный бизнес. И они выиграю. Как неоднократно заявлял
Президент Лукашенко: «Своих не бросаем»!