Судьбу кредиторов и новый закон обсудили в Экономическом суде Минской области
В экономическом суде Минской области состоялось заседание рабочей группы по применению норм Закона Республики Беларусь «Об урегулировании неплатежеспособности». Напомним, он вступил в силу с начала октября прошлого года и действует на протяжении чуть более четырех месяцев.
В связи с принятием нового Закона существенно изменился порядок проведения производств по делам о несостоятельности или банкротстве, значительно повысилась роль государственных органов в сфере урегулирования неплатежеспособности.
Не секрет, что законодательство об урегулировании несостоятельности играет большую роль в формировании и стабилизации предпринимательских отношений. От его успешного применения зависит судьба не только должников, но и предприятий-кредиторов, а иногда и развитие целых регионов страны.
— Практически каждое дело о неплатежеспособности должника имеет особое значение для нашей области и государства в целом, и должно находиться в поле зрения не только экономического суда, но и органов местного управления и самоуправления, других государственных органов, — отметил председатель экономического суда Минской области Алексей Сакович в ходе рабочей встречи с представителями госорганов.
Он обратил внимание присутствующих на то, что с момента действия нового Закона и по 19 февраля 2024 года в экономический суд Минской области поступило 111 заявлений о банкротстве, из них принято к производству 29.
По его словам, в судебной практике имели место такие правовые ситуации при принятии заявлений кредиторов — госорганов, которые необходимо решать в комплексе всем вместе.
— Вопросы, которые требуют сегодня обязательного обсуждения, касаются порядка подачи заявления кредитора — государственного органа, применения сроков и мер принудительного исполнения в отношении должников, представления кандидатур управляющих в отношении госорганизаций, порядка принятия решения о признании задолженности безнадежным долгом и ее списании, — подчеркнул Алексей Сакович.
По его мнению, нельзя было ожидать, что приведение в действие процедуры урегулирования неплатежеспособности сразу решит все проблемы белорусской экономики, но это является необходимым условием для ее оздоровления, в т.ч. в целях предупреждения финансовой несостоятельности субъектов предпринимательской деятельности.
— Процедура урегулирования неплатежеспособности должников не ведомственная проблема экономических судов, которые рассматривают эти дела, — констатировал председатель экономического суда центрального региона. — Необходимо понимать, что ликвидация субъекта предпринимательской деятельности может привести к социальному взрыву в обществе, увеличению безработицы и, как следствие, возложению на государство дополнительных затрат, например, на пособия по безработице, переобучение персонала и их трудоустройство. Вообще последствия такого сценария трудно предугадать.
В ходе встречи с докладами выступили судьи экономического суда Минской области Александр Янцевич и Елена Гречаник. Они подробно остановились на вопросе полномочий местных исполнительных и распорядительных органов в сфере урегулирования неплатежеспособности, определенных в статье 12 Закона. А также прояснили отдельные аспекты подачи заявлений о банкротстве должника органами ФСЗН и органами Министерства по налогам и сборам.
Судья Верховного Суда Республики Беларусь Ольга Синкевич акцентировала внимание на том, что при предоставлении решения о нецелесообразности принятия мер по предупреждению несостоятельности и банкротства или решения о нецелесообразности проведения досудебного оздоровления, в том числе оформленного протоколом, необходимо в обязательном порядке предоставлять документы, подтверждающие полномочия лица или органа управления организации на принятие такого решения.
В ходе дискуссии были определены практические подходы по решению отдельных вопросов, в том числе о порядке согласования и форме согласования плана санации, о решении о нецелесообразности принятия мер по предупреждению несостоятельности и финансовому оздоровлению, о порядке признания задолженности безнадежным долгом и ее списании, о назначении управляющих и выплате им вознаграждения, о перечне представляемых в экономический суд документов при подаче заявления кредитора — госоргана.
Справочно: За прошедший период из 37 заявлений кредиторов, поступивших в экономический суд Минской области, — 24 заявления направлены органами Фонда социальной защиты населения Министерства труда и соцзащиты Республики Беларусь.