Меню

Рико Кригер. Как история приговоренного к смертной казни гражданина ФРГ повлияет на геополитику

Рико Кригера
Фото: sb.by

У собаки бывает состояние, когда она не может понять, что от нее хочет хозяин. То ли закрыть рот, то ли, наоборот, полаять. Примерно такая ситуация сложилась вокруг Рико Кригера, гражданина ФРГ, приговоренного к смертной казни, информацию о котором слили в СМИ.

В немецкой прессе о Кригере почти не пишут (либо публикуют едкие статьи, почему водитель «Красного креста» из Саксонии просто перестал ходить на работу и, не будучи уволенным, оказался в Беларуси). Вероятно, есть внутреннее пожелание МИДа ФРГ не привлекать к делу внимания. Внятно объяснить, что делал Кригер в Беларуси, они не могут, в их интересах молчать, что нормально в практике спецслужб. Зато шавки поменьше (речь о белорусских эмигрантских центрах) буквально начали обмазывать Кригера медом. В их первоначальной версии это такой врач-турист, которого словили в России на линии фронта, а потом в Беларуси до смерти запытали, чтобы обменять на сотрудника ФСБ Красикова (о нем позже).

Действительно, вокруг Кригера разыграли небольшую информационную операцию. Во-первых, месяц молчали после вынесения приговора, чтобы проверить, будут ли немцы соблюдать молчание. Вероятно, это было условием сделки, пока шел торг. Во-вторых, когда по Кригеру дали первичную информацию (что такой есть, осужден, и ему будет вышка), то явно проверяли, кто в Беларуси и России знает про это дело. Судя по последовавшим публикациям, что Кригера якобы поймали на линии фронта, когда он подрывал поезд на Брянщине, а потом зачем-то отдали Беларуси, никто ничего не знал.

Это было важно, чтобы проверить экстремистские СМИ и их источники (в том числе в России), кто с кем связан и откуда берет информацию. Ну и затем через 4 дня в «СБ» изложили более-менее подробные обстоятельства дела. Общие задачи тут тоже понятны, надо показать населению пример террористической деятельности и реакцию на него государства — смертную казнь.

Известно, что Кригер был в Минске около недели, прибыл как турист (видимо, с территории ЕС) по заданию СБУ фотографировал базу хранения техники в Осиповичах, потом забрал из тайника 3 кило взрывчатки и заложил их на путях ж/д станции Озерище. На СБУ вышел через контакты полка Калиновского, связь искал через вступление в батальон «Вестерн» (это структура внутри «белорусского» подразделения для иностранцев из НАТО). Дальше СБУ-шники дали ему несколько проверочных заданий, после чего сообщили координаты тайника с октагеном.

Как все это работает, можно примерно понять из фильмов. Какая-то одна группа занимается переброской ВВ через украинскую границу (вплавь по лесам и болотам или с помощью контрабандистов), вторая группа находит тайник у границы и занимается его транспортировкой дальше (например, в Россию или на новое, более удобное место в РБ). Когда нужно, на тайник выходит исполнитель, который не связан с первыми двумя группами, и использует ВВ по назначению.

Как именно взяли Кригера, мы не знаем. Может, знали о тайнике и отслеживали, кто придет его забирать, может, вели от момента въезда в страну, может, получили агентурную информацию из полка Калиновского или от друзей в украинских спецслужбах. Вариантов масса (или все сразу, потому что подготовка теракта серьезная вещь, она вызывает множество кругов на воде). Брали Кригера явно с поличным и дождались момента взрыва, так что, как минимум, специалисты отслеживали тайник.

Здесь интересно, что экстремистские ресурсы ранее подтверждали взрыв на путях в Озерище в ночь с 5 на 6 октября 2023, но связали это с какими-то учениями, так как ни одна радикальная группировка не взяла на себя ответственность. Это говорит о том, что Кригер действовал изолированно от мнимого белорусского «подполья», а такие связи наверняка подробно проверяла контрразведка, в том числе через утечку информации об уголовном деле.

Теперь скажем пару слов о Красикове, на которого якобы хотят обменять Кригера. СМИ ФРГ называют его офицером российской спецслужбы.

Красиков
Вадим Красиков (на двух фото)
Зелимхан Хангошвили

В 2019 Красиков ликвидировал в Берлине Зелимхана Хангошвили, чеченского, а затем грузинского полевого командира, который получил в ФРГ убежище, после чего был задержан и осужден на пожизненное. Как сообщали СМИ, первоначально русские хотели обменять Красикова на Пола Уилана (кадровый разведчик, пытался вербовать сотрудников ФСБ и Минобороны, сидит в РФ с 2018). Потом — уже сами западники пытались поменять Красикова на Навального (как рассказывал Путин, через пару дней после получения согласия на обмен Навальный умер в тюрьме, обмен не состоялся).

Пол Уилан
Пол Уилан

Ну а самое интересное, что примерно в те же дни, когда была (явно намеренно) слита информация о Кригере, которая до этого нигде не всплывала, в России осудили Эвана Гершковича. Если Кригер по легенде проходит как «волонтер Красного креста», то этот — «журналист Уолл-Стрит Джорнал», который собирал информацию об «Уралвагонзаводе» и искал выходы на сотрудников ВПК. Такое совпадение может говорить о том, что стороны более-менее договорились, и обмен-таки готовят.

Эван Гершкович

Почему тогда лают белорусские собачки? Во-первых, сам факт контактов наших спецслужб с ФРГ им не нравится. Германия — ключевой игрок в восточной политике ЕС, который ранее демонстративно понизил уровень контактов с Минском. Понятно, что теперь немцев будут унижать, как даже не знаю кого — ведь Беларуси, в принципе, можно никого не менять. Это МИД ФРГ должен предложить нам такой вариант, который спасет Кригера от расстрела. Грубо говоря, можно сидеть, ждать и получать удовольствие.

Дальше, если обмен все-таки состоится, пойдет другая песня. «Серийный убийца, который убил политического беженца из Чечни» обменян на фельдшера Красного Креста, на заложника, которого взял режим. Эта тема уже прослеживается, причем максимально замалчивается связь Кригера с немецкой разведкой, его работа в посольстве США в ФРГ, контакты с СБУ и прочее. Просто приехал цветов понюхать и был взят в заложники.

Третья информационная линия: если обмен состоится, это, фактически, признание того, что Кригер работает на спецслужбу и его не оговорили, режим публикует правду. Но тогда обмен неравноценный, «убийцу меняют на человека, который никого не убил». Хотя, если разрушается полотно, жертв может быть сколько угодно. Озерище — пассажирская станция, где раз в полчаса ходят электрички, Кригер это явно знал и допускал последствия.

Что с этого получит белорусская власть? При любой ситуации — одни плюсы.

Если Кригера расстреляют, от «белорусской» темы иностранные наемники постараются максимально дистанцироваться. В принципе, это самая важная задача с точки зрения нацбезопасности. Грубо говоря, уровень потенциальных исполнителей резко просядет, рисковать будут одноразовым материалом — а значит, менее профессиональным. Потому что одно дело ловить дурачков, набранных по объявлению в интернете — инциативников, а другое дело — лиц, прошедших спецподготовку.

Если же Кригера все-таки обменяют, то, видимо, есть какие-то соображения, что завершение конфликта не за горами, и что военная инфраструктура Беларуси вскоре перестанет быть целью для иностранных спецслужб. В противном случае Кригера, наоборот, казнят — здесь все будет понятно уже к концу года.

Опять же, в ходе обмена возникнет (и уже возникла) ситуация, когда ФРГ ведет переговоры с белорусской властью, то есть, фактически, ее признает. Это публичный удар по легитимности «белорусских» центров, который собирались раздавать паспорта и открывали какие-то посольства, в том числе в Германии.

Кроме того, Беларусь что-то должна от этого обмена получить, интересное Беларуси. Если, к примеру, это будет выполнение личной просьбы ВВП, то мы получим некие бонусы в рамках белорусско-российского взаимодействия. Если же речь о ФРГ, то Красиков нам, по идее, вообще не интересен, это немцы должны предложить нам некий интересный вариант, например, официально отказаться от поддержки белорусской оппозиции или снять санкции и надавить на Литву и Польшу. Возможно все что угодно, и Минск явно постарается выжать из ситуации максимум.

В остальном на ситуацию надо смотреть философски. Работа разведчика — такая же работа, как и любая другая. Но из-за специфики СВО украинские спецслужбы вместо разведки и контрразведки переориентированы на диверсии и теракты, теперь это их основной профиль. Поэтому по украинской линии к нам попадают в основном диверсанты. В каком-то политическом плане их ценность нулевая, это расходный материал. Кригер же оказался жирной птицей, вместо него пути мог минировать гораздо менее ценный человек. Поэтому большая удача, что на путях в Озерище взяли иностранца, а не подростка, как в России, или дурачка-змагара, который мог бы выполнить аналогичные действия.

Почему так получилось — отдельный вопрос. Похоже, что в украинском конфликте НАТОвцы нарабатывают современный диверсионный опыт против России и Беларуси для каких-то будущих задач, не связанных с СВО. Поэтому если Кригера все-таки пристрелят, жалеть его не стоит. Нас такие, как он, точно не пожалеют.

Подписывайтесь на Минскую правду в Telegram
Только самое актуальное, важное и интересное!
Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59