Меню

Расписала одну из стен храма в 15 лет. Эксклюзивное интервью с реставратором икон из Барановичей

пишет иконы
Фото: предоставлены героем материала

Каждая икона — это не просто произведение искусства, а носитель истории, духовной силы и личной связи с прошлым. В Беларуси, где православные традиции тесно переплетаются с народной культурой, иконопись занимает особое место. Но что делать, когда святыня с годами теряет свой первоначальный облик? На помощь приходят реставраторы — люди, которые с особым трепетом возвращают иконам их былое величие. Одним из таких хранителей искусства является молодая, но уже опытная иконописец Яна Судар. С детской мечтой в сердце и осознанной целью в голове, она бережно восстанавливает старинные образы, вкладывая в свою работу не только мастерство, но и душу.

Яна родом из Барановичского района, учится в Питере и каждое лето приезжает в родные белорусские края украшать церковь, которая когда-то в детстве ей и открыла путь к творчеству.

— Яна, как вы пришли к реставрации икон? Что вдохновило вас на этот путь?

— В детстве я, как и многие дети, не знала, кем хочу стать. Моя тетя мне часто говорила, что реставраторы — это люди с особыми талантами, их работа имеет большое значение в музейной деятельности. Однако до 9-го класса я вовсе не думала о реставрации. Я ходила в художественную школу и даже подумывала о карьере в МЧС. Но однажды, благодаря случайной встрече с настоятелем церкви, который предложил мне расписать храм, я нашла свое дело. Это был мой первый опыт в иконописи, и он открыл мне дорогу в этот удивительный и светлый мир.

икона

Яна рассказывает, что батюшка был очень рад, что нашел человека, который сможет сделать роспись. Свою первую работу в храмовой росписи, молитву «Утверди, Боже, святую православную веру», Яна написала в 15 лет и с того времени трудится в храме, когда приезжает на летние каникулы домой.

икона

Яна рассказывает, что сейчас она может и хотела бы переписать свои первые росписи, девушка считает, что они получились довольно наивными и детскими, но настоятель храма сказал: «Это чистое творчество, ты писала от души. В тот момент у тебя еще не было тех грехов, которые могут быть у взрослого человека».

Кто мог подумать, что роспись храма будет только началом интересного и творческого пути Яны. Девушка поступила в «Высшую школу народных искусств (академия)» в г. Санкт-Петербург и сейчас учится на 5-м курсе.

икона

— Что вас привлекает больше в процессе реставрации — духовная или художественная составляющая?

— В первую очередь, духовная. Каждая икона — это часть истории, связанная с православной верой и традициями семьи. Когда я работаю с иконами, я понимаю, что это не просто объект искусства, а святыня, которая многое значит как для меня, так и для других людей. Мне особенно запомнился случай, когда священник передал мне икону Богородицы для восстановления — она была невероятной красоты, несмотря на то, что красочный слой находился под большим слоем копоти и загрязнений. Такие сакральные моменты делают мою работу особенной.

икона

— Какие сложности возникают при реставрации белорусских икон?

— Главная проблема — это состояние авторского и красочного слоя. С деревом проще: его можно восстановить, укрепить, заделать повреждения. Но если красочный слой утрачен или покрыт записями, густым слоем лака и копоти, задача становится сложнее. Раскрытие живописи — это самый завораживающий и волнительный момент в работе. Подбирая правильные методы и материалы, ты словно возвращаешь иконе ее душу.

Яна рассказывает, что придерживается проверенных временем методов реставрации. Важно не только восстанавливать икону, но и сохранять ее в будущем, чтобы она могла прослужить еще много лет.

Девушка

— Есть ли у вас какой-то проект, который стал для вас особенно важным?

— Как-то летом, во время курсов, мне поручили восстановить икону Христа, которая была написана на простой доске, но хорошего качества письма. Она была вся в старинных гвоздях, сильно повреждена древесина и оклад из золотой фольги, но я работала над ней больше года, стараясь восстановить каждую деталь. Это был очень важный для меня проект, и я научилась еще лучше понимать, как важно скрупулезно и ответственно подходить к каждому этапу реставрации.

икона

Чем, на ваш взгляд, белорусская иконопись отличается от других православных традиций?

— В белорусской иконописи чувствуется влияние разных стилей. В средневековой иконописи белорусские мастера стремились к очеловечиванию образов, детализации и многосложности композиций. Это делает наши иконы по-настоящему уникальными, имеющие отличительные особенности от других школ иконописи.

иконы

Яна уверена: Беларусь — это то место, где ее талант как реставратора может раскрыться в полную силу. Она видит в этом не только профессию, но и миссию. В стране, по ее мнению, достаточно старинных икон, которые нуждаются в бережном восстановлении. И особенно важно, чтобы это делал человек, способный вложить в работу частицу души.

икона

Реставрация иконы — это не просто технический процесс, это акт глубокого уважения к святыне, — подчеркивает Яна.

Отдать икону на реставрацию в безликое предприятие — не всегда лучший выбор, в таких делах стоит доверять тому, кто действительно понимает технологические особенности и духовную ценность иконописания.

роспись
Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59