Меню
Голас Любаншчыны

Хотим ныть? Как соцсети вводят людей в заблуждение

Как часто в социальных сетях доводится сталкиваться с обрывочной подачей информации при освещении какой-либо проблемы. Читателю все преподносится кусками. А за счет желания отдельных блогеров хайпануть реальная картина происходящего порой и вовсе искажается. Что мы имеем в итоге? Неправильно сформированное общественное мнение. А за развязкой той или иной истории следят единицы самых терпеливых, потому что фокус внимания к этому моменту смещается на новую проблему.

Многие видеоблогеры знают, что негатив смотреть гораздо интереснее. И в надежде собрать побольше лайков ничтоже сумняшеся пилят подобный контент на раз-два.

Приведем свежий пример с дорогой в Руденске Пуховичского района, о которой мы недавно писали. Один мужчина 7 марта выложил в ТикТоке ролик, что ее посыпали строительным мусором, камнями и гвоздями. При этом местный житель умолчал, где конкретно случилась подобная оказия. Уж не для того ли, чтобы обнаружить проблему и решить ее было как можно сложнее?

Автор закинул видео еще и в городской чат в вайбере под названием «Руденск Инфо».

Вид проезжей части и впрямь был ужасающий. Люди в комментариях воспылали праведным гневом. После возмущений по поводу дороги они занялись обсуждением плохого уличного освещения, а там и вовсе от частного пришли к общим выводам. Оказалось, что «весь Руденск делать нужно» и вообще Год качества сразу не задался… Обвинения нарастали как снежный ком, досталось на орехи и другим регионам — Дзержинскому району и Бобруйску. Правда, удивительно, что почему-то никто не вспомнил прошлогодний резонансный случай, когда в Гомеле работники ДРСУ и заправщик украли 4,8 тыс. литров солярки на строительстве дороги. А ведь тогда «присели» сразу 10 человек.

Но вернемся к деревеньке вблизи Руденска. Через пару дней выяснилось, что это был всего лишь первый этап ремонта. 400 метров дороги посыпали гравием и песком, разровняли. Но этого никто не отразил у себя в канале, не представил соответствующее видео. Вполне возможно, аудитории невдомек, что проблема решается.

А вот читатели «Минской правды» хорошо осведомлены, потому что журналисты «МП» все перепроверили в сельисполкоме и описали ситуацию как есть.

Еще один яркий пример. Мужчина-инвалид из Узденского района. В начале февраля блогер выложил в ТикТоке трогательный ролик о нем. Мол, он, бедный такой, собирает деньги под магазином в Слуцке себе на протезы и инвалидную коляску. Все это должно было вызывать у зрителя сочувствие и желание помочь ближнему.

На деле ситуация совсем иная. Достаточно открыть комментарии: односельчане узнали этого человека и сообщили, что его не раз определяли в спецучреждения, откуда он сбегал. И жена его давно выгнала за пьянку, как можно понять из контекста.

В Беларуси, как правило, потеря ног или рук чаще всего связана с одной причиной — злоупотреблением спиртным. Например, подобное происходит, когда сильно выпивший человек засыпает на морозе. Отморожение. Гангрена. Ампутация. Про эту тенденцию вам скажет любой практикующий хирург. При этом протезы бесплатно выделяет государство, но отдельные элементы, не стыдясь, идут в попрошайки и, пользуясь неведением населения, собирают средства на то, что уже выдали специальные службы. Часть прибыли отдают «хозяину», который их привозит на «хлебное место» и забирает оттуда.

Помните, что при просмотре видеороликов в соцсетях всегда нужно соблюдать информационную гигиену и включать логику. Общеизвестно, что травма, полученная на производстве, компенсируется работодателем на весь период стойкой утраты трудоспособности. Вред здоровью, причиненный в результате автомобильной аварии, — виновником ДТП. Кстати, хочу напомнить, что инвалидные коляски наше государство выдает таким людям вообще без проблем.

Итак, что можно предпринять, чтобы не попасть в ловушку хайпа и не присоединиться к тем, кто набрасывает на вентилятор?

  • Необходимо установить первоисточник — информационный ресурс, на котором этот материал появился изначально. Зачастую, фейки и прочий шлак публикуются анонимными источниками, информационными ресурсами без истории, безликими или фейковыми аккаунтами в соцсетях, непонятными блогерами, откровенно вражескими информационными ресурсами или ресурсами, которые замаскированы под официальные.
  • Материалы создаются так, чтобы их опровержение было невозможно или требовало для этого времени больше, чем понадобилось для распространения и внедрения фейка. Вот почему действующие герои на видео прячут лица от камеры или их лица просто нельзя распознать (ракурс, плохое качество видео и т. п.). Очень редко подобные материалы изготавливаются с открытыми лицами, но и такое возможно. Также фейкометчик избегает характерных черт и ориентиров, которые могут указать на точное место съемки.
  • При получении информации, которая вызывает у вас негативные острые эмоции, бурную реакцию, необходимо обратиться к логике. Задать себе вопрос: логично ли то, что я вижу?
  • Посмотрите на ситуацию с разных сторон, с различных ракурсов. Можно поставить себя сначала на место героя видео, который ведет повествование, а затем на место ответственных по данному направлению лиц (властей, медиков, соцработников и др.) и на минутку представить свое поведение в подобной ситуации с их позиции.
  • Очень редко к съемкам постановочных материалов привлекаются профессиональные актеры. Это позволяет распознать фуфло по неестественным или наигранным фразам и движениям действующих лиц.
ГУ" Березинский районный центр по обеспечению деятельности бюджетных организаций"
Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59