Меню
Голас Любаншчыны

Уже не шевелится. Есть ли кому наступать на пятки киновселенной Марвел

Марвел
Фото: из открытых источников

У вас не кружится голова от мысли, что мы живем на малюсеньком шарике, крутящемся в случайной точке бескрайнего ничего? Ученые бы, наверное, сейчас объяснили, что, вообще-то, «ничего» — это черная материя, полная удивительных находок и необъяснимых законов. Но от этого лучше не станет, а вот умом тронуться можно. Особенно если вы гуманитарий и расстояния до других галактик измеряете не световыми годами, а обобщенным понятием «жизни не хватит».

Потому что романтики мечтают не о покорении космоса, а о сложении о них великих произведений. Ну, не всегда великих. Правда же в том, что зачастую фильмы или книги с фантастическими сюжетами для нас интереснее, чем настоящие научные открытия. Так это хорошо или плохо? Непонятно, как и происхождение целой вселенной из одной раскалившейся точки в небытии (это про большой взрыв, если что).

Мстюны

От войны в Афганистане до квантовых миров

Сюжеты фантастических фильмов всегда просты: мир стоит на пороге апокалипсиса, но бесстрашные герои всех спасают, а в конце все счастливы. Ну, может, один по дороге погибнет ради слез печали зрителей. А лучше всего, если этот один начнет как антигерой или даже злодей, но потом перевоспитается, насобирает себе компашку верных друзей и пожертвует собой у всех на глазах, полных прощальных слез. Таков секрет Марвел, который они познали еще на диснеевских мультфильмах. Все же знают, что киностудия Марвел принадлежит Диснею? Каким-то непостижимым образом вселенная, созданная в виде комиксов разными художниками, развилась до кинематографической мультивселенной, которая только и делает, что расширяется.

Железный человек

А качество по дороге-то теряется. Вспомнить только, с чего почти два десятилетия назад начиналась кинематографическая вселенная Марвел! Война в Афганистане, бронированные костюмы, террористические военные организации… Ни слова о путешествиях во времени, других вселенных, квантовых реальностях и прочих манящих штуках. Хотя не скажу, что тогда мне прямо нравилось за всем наблюдать. Как не фанат Железного человека, даже не пустила слезу на моменте его героической смерти. Теперь же тем более нечего переживать, когда вселенная Марвел расширилась настолько, что можно отыскать еще тысячи вариантов Тони Старка. Остается открытым один вопрос: нет ли ощущения, что на моменте его гибели в фильме «Мстители: Финал» случился финал всей киновселенной?

Первоначально, вроде бы, все было весьма весело: Алая Ведьма захватывала город, щит Капитана Америка прыгал по рукам его друзей, а Шан Чи, похожий на Азамата Мусагалиева, боролся за волшебные браслеты, прозванные кольцами. Киновселенную расширяли все сильнее и сильнее, добавляли Людей-Икс, Дэдпула, Сорвиголову и Фиска в версии стриминговой платформы Netflix. Но в итоге ни на одном проекте вау-эффекта не случилось. Даже Грут и енот Ракета не спасли ситуацию.

Капитан Америка

Возможно, проблема в том, что повторить успех четвертого фильма про Мстителей почти невозможно. Да и стоит признать, второй раз аплодировать Капитану Америка, поймавшему молот Тора, нынче как-то и неправильно и стеснительно. Поменялись времена, сменились герои (уже настоящие, а не картинные).

Мы не прогрессивные, а вы виноваты

Откуда вообще эта мировая любовь к киновселенной Марвел? Из этого самого эффекта масштабирования. Сколько раз пытались перезапустить вселенную DC — постоянно что-то шло не так. В итоге один только Бэтмен существует в нескольких вариациях, определить, какой из них правильный уже как-то сложно. А Марвел каким-то непостижимым образом удается уже шестнадцать лет сохранять единую линию сюжета, без всяких перекастов (Халка не считаем, поскольку история персонажа сохранена) и пересъемок. Да там Ник Фьюри чуть ли не с первого фильма! Он, кстати, успел даже засветиться в сериале «Агенты Щ.И.Т.», который незаслуженно не приняли в киновселенную. Но смешно то, что именно этот персонаж снялся в самых неоднозначных проектах Марвел. Мини-сериал «Секретные войны» стал первым в киновселенной, который я не смогла досмотреть. Просто скучно. Раньше я считала, что плохо понимаю сюжет с афганской войной, а пришельцы — это прям мое. Но уж лучше пересмотрю трилогию «Железного человека», чем снова усну под эти войны с зелеными скруллами. И да, Красная площадь вообще там красивая, конечно. Ирония, не больше.

«Капитан Марвел» 2

Сам же Дисней заявляет, что виноваты во всем непрогрессивные люди, которые сексисты, гомофобы, расисты. Вот только Марвел в моих глазах до сих пор не упал именно потому, что они «неопрогрессивились» окончательно. Помнится, когда анонсировали вторую часть фильма «Капитан Марвел», говорили, мол, главная героиня Кэрол Денверс будет «по девушкам». В итоге в фильме она танцевала с буквально диснеевским принцем, по совместительству ее формальным мужем, а на ориентацию был лишь небольшой намек. И за это Марвел отдельная благодарность. Пока есть, за что держаться. Да и фильм в целом получился вполне затейным, динамичным. Вот только вытянула его не сама Кэрол, а второстепенные Моника Рэмбо и Камала Хан. И котята, разумеется.

Вся судьба киновселенной Марвел теперь в прямом смысле лежит на плечах Локи. Ну что поделать, если женщины в своих сольниках не справляются. Качество ведь нужно оценивать не по половой принадлежности главного героя, а по качеству его игры и сценарию. Да и желательно на первый план выдвигать тех, кто реально отыгрывает в кадре, а не показушничает за кадром. Вот Алаква Кокс (Эхо) вытягивает всю роль одним только надменным взглядом, а Бри Ларсон (Кэрол Денверс) не помогают даже громкие возгласы об инклюзии. Так что стоит задуматься, кто больше заслуживает добротных сценариев.

«Эхо»

Семейная мультивселенная

В российском кинематографе пока что примеров, сравнимых с киновселенной Марвел, нет. К счастью или к сожалению — вопрос субъективный. Но есть отдельные хорошие примеры, которые западному кинематографу (вот тут точно к счастью) не повторить. Недавно выпущенный сериал «Очевидное невероятное» по мотивам рассказов Кира Булычева — это та самая мечта романтика, желающего в одном произведении или проекте объединить сразу несколько смелых идей.

«Очевидное невероятное»

В центре сюжета — город Гусляр, ставший центром всех происходящих в мире аномалий. Отсюда можно в другие вселенные гулять, пришельцев встречать, в прошлое наведываться и многое другое. Тут настоящая мультивселенная безумия, но при этом какая-то добрая, семейная, наивная. В то же время со смыслом и легким абсурдом, не переходящим в абсурд безграничный. Герои по большей части уже взрослые люди, состоявшиеся, так и норовящие совершить ошибки, но в последний момент отступающие от этого плана. Каждая из десяти серий длится примерно 24 минуты, сюжет развивается ненавязчиво, ситуации, в которые попадают герои, разнообразны. И самое прекрасная часть, придающая особый шарм концепции сериала, — атмосфера восьмидесятых. Я там не жила, поэтому говорю навскидку. С мобильными телефонами тут замечены только приезжие из Москвы, сами гусляровцы продолжают жить в прошлом веке. Ну а зачем им технологии человеческой расы, если им открыт весь космос и целая мультивселенная?

Что подкачало, так это концовка. Действие только началось, а тут уже и закончилось. Сразу в голове возникли аналогии с другим российским фантастическим сериалом «Отмороженные», выходившем в конце 2023 года. Развивался сюжет хорошо, а в конце вернулись к началу. Или, быть может, просто не хватило нерва. Или же это такая отличительная черты современной русской фантастики… Надеюсь, вторые сезоны у обоих сериалов точно выйдут, чтобы оправдать недосказанности финалов первых сезонов. Только бы не растерять интерес к тому времени.

ГУ" Березинский районный центр по обеспечению деятельности бюджетных организаций"
Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59