В Европе продолжается снижение промышленного производства. К чему это приведет
Индустрия Европы, несмотря на оптимистические ожидания, о которых так много говорили в конце прошлого года, продолжает свое резкое снижение. По состоянию на конец января текущего года промышленное производство в зоне евро показало падение на 3,2% по сравнению с декабрем 2023, а по всему ЕС — более чем на 2%. В годовом выражении (по сравнению с январем 2023 года) эти цифры составили 6,7% по Еврозоне и 5,7 в целом по ЕС. Совершенно незначительный промышленный рост показали лишь семь европейских экономик, самым высоким этот показатель оказался у Франции (1%) и Польши (0,6%). В Германии, до этого считавшейся локомотивом европейской индустрии, продемонстрирован стабильный спад, составивший 5,6% за год. Если раньше фактическую деиндустриализацию Европы объясняли взрывным ростом цен на энергоносители, то сейчас всплыли другие причины.
Не спасло европейскую промышленность даже то, что структурам Евросоюза и национальным правительствам удалось решить газовую проблему за счет налаживания альтернативных поставок «голубого топлива». К концу прошлого года стало понятно, что одним из факторов продолжающегося падения явилось катастрофическое снижение инвестиций, что также имеет целый ряд причин. Первая из них — отсутствие прибыли, часть которой можно было бы направить на расширение производства. Вторая — высокие процентные ставки по кредитам, отсутствие привычных для бизнеса дешевых денег. В связи с тем, что издержки на производство продукции внутри ЕС растут, крупные компании предпочитают переносить производство туда, где оно дешевле в плане низкой стоимости рабочей силы и энергоресурсов, инвестируя, соответственно, не в расширение производства на родине, а в релокацию в надежде получить большую прибыль в будущем. И это третья причина снижения инвестиционной активности.
Отрицательно сказывается на промышленном производстве падение конкурентоспособности целых отраслей, таких, например, как автомобильная. Мировой рынок продолжают захватывать китайские электромобили благодаря соотношению «цена — качество». Получилось так, что в Европе цена китайского электромобиля намного ниже, чем аналогичного европейского, потому что у китайцев ниже себестоимость, которую удалось достичь благодаря относительно низкой стоимости рабочей силы, электроэнергии и отлаженным бизнес-процессам. Понятно, что очень немногие отрасли могут даже выжить, а не то, чтобы конкурировать в подобных условиях, в которые Европа сама себя загнала.
Германия, например, находится с последнего квартала прошлого года в технической рецессии, а ее промышленный спад очень сильно ударит по показателям общего экономического роста Евросоюза.
В подобных условиях доля промышленного производства в структуре ВВП стран Евросоюза будет продолжать снижаться. Это, в первую очередь, коснется таких энергоемких отраслей, как химическая промышленность, производство стали и строительных материалов.
Другими немаловажными факторами деиндустриализации Европы станут усугубляющийся год от года дефицит квалифицированной рабочей силы, а также излишняя приверженность европейских политических элит «зеленой повестке» и рост самодостаточности неевропейских экономик, прежде всего, китайской, которая престала быть «ненасытным потребителем» промышленного оборудования, производимого в Европе.
Наблюдая за пике европейской индустрии, потирают руки американцы, дождавшиеся массового переезда промышленности из ЕС за океан, благодаря проводимой США экономической политике. Закон о снижении инфляции, принятый в США, представляет ощутимую угрозу для конкурентоспособности всей без исключения европейской промышленности.
На руку деиндустриализация Европы и остальным экономическим конкурентам ЕС, к которым кроме США и Китая относятся Япония, Индия и Южная Корея, конкурировать с которыми Евросоюзу все сложнее.