Меню
Голас Любаншчыны

«Микро» против «гипер» — о конкуренции магазинов в регионах на примере Пуховичского района

магазин Пуховичский район
Фото: Вячеслав Цуранов

17 лет назад, с появлением в Беларуси первых супер- и гипермаркетов, эксперты в один голос затрубили: «Это поставит крест на магазинах у дома! Они не будут нужны». Справедливости ради скажем, что интерес к торговым площадкам, которые и за два часа не обойти, поначалу действительно был огромный. Это ж как удобно: зашел в гипермаркет — и через полдня вышел с полной тележкой всякой всячины. Правда, один такой поход изрядно опустошал семейный бюджет. Да и дома, распаковывая покупки, многие ловили себя на мысли, что соблазнились на красивые витрины и накупили массу бесполезного…

Гипермаркеты и сегодня пользуются популярностью — перед праздниками и выходными там настоящий ажиотаж. Однако несмотря на пессимистичные прогнозы горе-знатоков, продолжают работать и магазинчики у дома. Сколько же им еще так «барахтаться», пытаясь конкурировать с более крупными и успешными торговыми объектами? Ответ наверняка знают эксперты. Не те, у которых все расчеты исключительно на компьютере, а те, что каждый день ходят за покупками, отдавая предпочтение тому или иному магазину. Таких решили поискать в городе-спутнике Руденске и городском поселке Свислочь Пуховичского района.

магазин Пуховичский район

Где 10 рублей, там и 40?

В Свислочь приехали около 9 утра. Поселок потихоньку просыпается: кто-то опаздывает на работу, кто-то неспешно ведет детей в садик. Поинтересовались у местных пенсионерок, как пройти к самому большому магазину в населенном пункте и, получив приблизительные координаты, направились туда. Как и ожидалось, это оказался «Евроопт». Людей здесь было немного: примерно 3-4 покупателя, которые ходили от одной витрины к другой, высматривая, что бы положить в корзину.

магазин Пуховичский район

Мы не стали им мешать. Решили посетить торговые объекты попроще — те самые магазинчики у дома. Возле одного как раз разгружалась машина со свежим хлебом. Заметили ее не только мы: сюда подтянулись первые покупатели. На кассе с несколькими из них разговорились.

магазин Пуховичский район

— Буквально через дорогу большой магазин. Почему туда не идете? — задаю провокационной вопрос. — Сами сейчас там были: людей мало, можно спокойно гулять между рядами и выбирать товары…

— Я в «Евроопт» ходил, как только он открылся. Интересно было, что там есть и почем. Потом жена сходила — и 50 рублей как не бывало! И ведь ничего такого не купила, все по мелочи, но полсотки нет! Я ей говорю: «Ты или в следующий раз бери меньше денег, или вообще не ходи в большие магазины». Теперь возле дома все покупаем, — говорит мужчина лет 65, представившийся Александром.

Постепенно к нашему разговору подключились и другие покупатели. Молодая мамочка с ребенком и пенсионерка стали активно защищать гипермаркеты, считая их более удобными. Аргументы приводили разные: большой выбор товаров, сезонные акции, скидки. И в этих магазинах гораздо просторнее!

— Если нужно купить сразу много и всего, то идем в гипермаркет. Там с тележкой гораздо проще передвигаться, не надо тяжелую корзину тащить в руках. Одного такого посещения хватает, чтобы крупно затариться, — авторитетно заявила девушка.

Потом, правда, уточнила: последний раз удалось «крупно «затариться» перед Новым годом, то есть почти два месяца назад. Если же нужно купить что-нибудь по мелочи (сметану, хлеб или йогурт ребенку), то, как оказалось, проще посетить маленький магазинчик через дорогу. Где хоть и одна касса, но обслуживают быстро.

— Конечно, за йогуртом для сына или свежей сметаной я не пойду в «Евроопт». Это долго. И, пока ходишь с ребенком по магазину, он начинает хныкать: купи игрушки, шоколадку… В итоге, намереваясь потратить 10 рублей, оставляешь 40. Мне не жалко, но машинками и конструкторами уже вся квартира завалена. Только ребенку разве это объяснишь?

«Ленка, мне как обычно…»

Следующий пункт назначения — город-спутник Руденск. Продовольственных магазинчиков у дома здесь хватает. Судя по наплыву посетителей, «умирать» или «уходить в прошлое» эти торговые точки пока не собираются.

магазин Пуховичский район

Наугад выбираем один из магазинов, заходим внутрь. За минуты две осмотрели все полки и витрины: хватает и хлебобулочных, и молочных изделий, бакалеи, консервов, сладостей, напитков, мяса и колбас. Цены на многие товары на 70 копеек, а то 1,50 рубля дешевле, чем в Минске. Единственное неудобство — между рядами не слишком много места. Хотя, как заверила продавец, это временно. Торговый объект вскоре прирастет дополнительными метрами, и тогда станет гораздо свободнее.

— Не успел приготовить ссобойку. На такой случай всегда иду сюда: пачка булочек, бутылка кефира — и уже голодным не останусь, — показывает свои нехитрые покупки сотрудник «Белтелекома» Геннадий.

Еще один посетитель, Владимир, признался, что крупные магазины избегает намеренно: продавцы там — «чужие» и контакт с ними установить невозможно.

магазин Пуховичский район

— Люблю домашние магазины, потому что все продавцы тут золотые! Три девчонки на смене — каждого покупателя они знают, как родного. Придешь вечером после работы, скажешь: «Ленка, мне как обычно…» Она уже знает, что это значит: 300 граммов колбасы «Барбадос». А если пяти или десяти копеек не хватает до полной суммы, чтобы заплатить, разрешат принести на другой день. Всякое ведь бывает… А в гипермаркете кто тебя будет помнить? Там продавцы меняются каждый день, и ты для них — незнакомый дядька.

Социальный работник Ирина за свежими продуктами ходит каждый день. И тоже старается закупаться возле дома.

магазин Пуховичский район

— Плюс маленьких магазинчиков в том, что товары подобраны под потребности покупателей. Если люди берут в основном молоко 3%-ной жирности — значит его и будут завозить больше всего. То же и с хлебом, сметаной, маслом. Это удобно. Я каждое утро беру здесь продукты для моих подопечных бабушек. Предпочтения у всех разные: одна просит колбасу с салом, другая без сала, третья любит сосиски. Это обычные товары, которые есть и в небольшом магазине. Так зачем мне идти в гипермаркет, где еще нужно постараться, чтобы все найти?

Для чистоты, так сказать, эксперимента, поинтересовались у продавца Светланы, сколько в день приходит покупателей. Оказалось (с учетом того, что магазин работает с 8:00 до 22:00), больше полутысячи! И это только в зимний период. А летом, когда начинается сезон дач, цифра в два раза возрастает.

— Может, люди и не так много берут: все-таки гипермаркет есть гипермаркет. Там смотришь на витрины — и то хочется, и то. Хотя изначально намеревался взять совсем другое. Зато у нас большая проходимость. В этом преимущество магазинов возле дома.

Здоровая конкуренция

И все-таки нас не отпускали некоторые сомнения. Пусть сегодня в Руденске проживает не слишком много людей (чуть меньше 3 тысяч человек), но ведь и сам город-спутник, и соседний поселок Дружный должны будут принять тысячи минчан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Растет и население Свислочи. Значит, понадобятся новые торговые объекты — крупные, рассчитанные на большее число посетителей. И мирно соседствовать с мини-магазинами супермаркеты вряд ли захотят…

В городскую черту города-спутника входят городской поселок Руденск, поселок Дружный, прилегающие деревни Рог, Криница, Варшавка, Руденск-2, Остров, а также садоводческие товарищества. Число жителей в будущем городе-спутнике должно вырасти в несколько раз.

— Решающее слово всегда было и будет за покупателем, а он от магазинов у дома никогда не откажется, — уверяет предприниматель Юрий Селивонец. Именно его «домашние магазины» мы посетили в Свислочи и Руденске. — Свой первый торговый объект я открыл еще в 2011-м, когда о гипермаркетах и речи не шло. Это был кондитерский магазин, продукция которого пользовалась хорошим спросом. Потом открыл продовольственный магазин у дома. Старался привлечь покупателей качеством, доступными ценами. Конкуренции со стороны аналогичных торговых объектов не опасался: каждый занимал свою нишу и был востребован у своего покупателя.

магазин Пуховичский район

По словам Юрия Селивонца, когда в Свислочь пришел «Евроопт», появились и первые сомнения: удастся ли выдержать конкуренцию?

— Часть покупателей перешла в гипермаркет, что отразилось на нашей прибыли. Даже возникла мысль, что потеряем всех покупателей. Но буквально через месяц ситуация выровнялась. Возможно, интерес к новому маркету постепенно угас или люди поняли, что магазин у дома практичнее. Согласитесь, не пойдет бабушка за баночкой сметаны в супермаркет, если точно такая же сметана продается здесь, в двух шагах от ее дома. Или зачем мне после работы наматывать круги по большому торговому центру, когда можно в каком-нибудь магазинчике за пять минут наполнить корзину всем необходимым, оплатить и идти домой?

В магазинчике у дома каждый покупатель проводит в среднем 4-7 минут. Пришел, взял, что нужно, расплатился и ушел.

У Юрия Селивонца небольшая торговая сеть из девяти магазинов. Два работают в Свислочи, пять — в Руденске, по одному — в агрогородке Турин и деревне Светлый Бор. Чтобы нигде прилавки не пустовали, хозяин сразу заказывает у поставщиков большие объемы товаров. Значит, может рассчитывать на скидку и устанавливать цены на продукцию ниже, чем у конкурентов.

магазин Пуховичский район
магазин Пуховичский район
магазин Пуховичский район
магазин Пуховичский район

— Ряд товаров у нас стоит дешевле за счет минимальной торговой надбавки. Люди это отмечают и приходят к нам, поэтому на недостаток покупателей пожаловаться точно не можем. А того момента, когда Руденск станет городом-спутником, не боимся, даже ждем. Пусть здесь открываются новые гипермаркеты — формат магазина у дома будет всегда востребован. Покупатели любят такие торговые точки за ряд преимуществ: приятные цены, шаговая доступность, всегда свежие продукты. Мы не рассчитываем на то, чтобы отобрать покупателей у гипермаркета. Туда ходят максимум раз в неделю с большим списком, чтобы закупиться впрок. А к нам приходят каждый день!

Подписывайтесь на наш Telegram-канал Минская правда|MLYN.by, чтобы не пропустить самые актуальные новости!

ГУ" Березинский районный центр по обеспечению деятельности бюджетных организаций"
Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59