Изменится ли политика Эрдогана после поражения его партии на муниципальных выборах
Подсчет голосов, отданных избирателями на муниципальных выборах в Турции, показал, что Партия справедливости и развития президента Эрдогана впервые за 22 года потерпела поражение. Оппозиционная Республиканская народная же получает посты мэра в 35 городах, в том числе сохраняет их в Стамбуле и Анкаре. Правящая партия будет иметь контроль над 24 городами.
Озгюр Озель, являющийся лидером победившей на муниципальных выборах партии, объявляя о победе, заявил: «Избиратели хотят открыть дверь перед новым политическим климатом в нашей стране после 22 лет правления Партии справедливости и развития». Президент, признавая поражение, призвал сторонников сделать из сложившейся ситуации правильные выводы: «Сегодняшние результаты выборов — это не конец, а поворотный момент, и победителем является демократия и национальная воля… Партия проведет работу над ошибками».
Одна из основных причин поражения правящей партии заключается в том, что пункты предвыборной программы, с которой Реджеп Тайип Эрдоган шел на прошлогодние президентские выборы, оказались далекими от выполнения: по-прежнему сложная экономическая ситуация, а также не решены проблемы с ликвидацией последствий прошлогоднего землетрясения. Это и склонило избирателей проголосовать так, как они сделали 31 марта. По статистике, инфляция достигла отметки в 67%, лира по отношению к доллару за последние 15 месяцев девальвировалась на 45%. Более полумиллиона людей, оставшихся из-за последствий землетрясения без жилья, до сих пор вынуждены находиться в местах временного размещения.
Оппозиция, кроме названных проблем, продолжает предъявлять претензии к внешнеполитическому курсу президента Эрдогана, который, как она считает, находится у турецкого лидера в большем приоритете, чем решение внутренних проблем. Что касается внешней политики, то Эрдоган выступил с целым рядом инициатив по Сирии, войне в Газе и не оставляет попыток стать посредником в разрешении кризиса вокруг Украины.
Для того, чтобы нивелировать неутешительные итоги выборов, президент Турции и его партия будут вынуждены сосредоточиться на решении внутренних проблем, которые волнуют избирателей, а также несколько скорректировать внешнюю политику страны.
Центральные власти Турции просто будут должны найти выход из затянувшегося финансово-экономического кризиса, наиболее тяжелым проявлением которого в общегосударственном масштабе является рост дефицита бюджета, что явилось отголоском ранее внедренной правительственной программы «гарантированных депозитов», компенсировавшей вкладчикам за счет средств бюджета и активов центрального банка падение курса национальной валюты.
Изменение или корректировка внешнеэкономического курса связаны с тем, что для решения экономических проблем будет необходима иностранная помощь, в первую очередь, со стороны США. В связи с этим не исключено, что турецкая внешняя политика получит прозападный оттенок, что может подразумевать некоторое охлаждение отношений с Россией. Вместе с этим, Турция не пойдет на такие радикальные шаги, как присоединение к санкциям против России, но ожидать ужесточения условий транспортировки западных товаров через параллельный импорт все же стоит.
Не претерпит никаких изменений внешнеполитический курс Турции в отношении Украины, но под американским экономическим давлением, коль скоро США возьмутся помочь Анкаре, позиция по Газе и Сирии может быть подкорректирована, но незначительно, поскольку для кардинальных изменений понадобится серьезная «перезагрузка» отношений с государствами Ближнего Востока.
Внутриполитические приоритеты и внешнеполитический курс не могут быть подвержены радикальному изменению, исходя из того, что президент Турции не отойдет от своих принципов ориентации на интересы страны. Многое также будет зависеть от возможности и способности лавирования и поиска компромиссов по всему ряду наиболее важных вопросов — от внутриполитических до проблематики взаимодействия с внешним миром. Эрдоган за долгую политическую карьеру неоднократно позиционировал себя как мастер компромиссов, результатом которых оставалась его политическая выгода.
Так будет и в этот раз: изменения настолько значимы, насколько они выгодны Турции и ее лидеру.