Будет ли эффект от эмбарго и потолка цен на российские нефтепродукты?
5 февраля начало действовать эмбарго Европейского Союза на российские нефтепродукты, а чуть раньше был введен потолок цен на них, что должно, по мнению авторов санкций, нанести ощутимый удар по нефтеперерабатывающей отрасли России и ее доходам от этого вида деятельности.
Полный отказ от российских нефтепродуктов — вполне логичный шаг со стороны Запада. К слову, раз установлено эмбарго и потолок цен на сырую нефть, то аналогично надо поступить и со всем тем, что вырабатывается из нефти.
Если посмотреть на статистику, приводимую различными источниками, то можно увидеть, что объем экспорта сырой нефти из России практически не изменился. Обратное же можно сказать о географии ее поставок и мировой цене. Что будет с нефтепродуктами, пока не ясно. Необходимо дождаться хотя бы конца февраля и тогда оценить статистику. Но она может быть искажена в силу того, что сами европейские страны, зная о сроках введения эмбарго, несколько последних месяцев в огромных количествах импортировали нефтепродукты из России, особенно дизельное топливо, создавая необходимый для себя запас.
После 5 февраля поставки прекратились. Что в такой ситуации делать России со светлыми и темными нефтепродуктами, ранее предназначавшимися для экспорта?
России было бы выгодно не производить их для экспорта, работая только для потребностей внутреннего рынка. А вместо этого продолжать экспортировать сырую нефть в те страны, куда поставки диверсифицированы. В Европе рано или поздно накопленные нефтепродукты закончатся, а новые будут произведены как раз из той российской нефти, поставляемой в дружественные страны. Даже если предположить, что европейские нефтеперерабатывающие заводы загрузятся на полную мощность, то этого все равно не хватит для удовлетворения внутренних потребностей.
Такой выход из ситуации для России вполне рационален, поскольку та же статистика свидетельствует, что на самом деле доходы от переработки сырья не очень большие. При нынешнем уровне цен они не превышают 10 долларов с барреля сырой нефти, так что экспортер нефтепродуктов потеряет не так и много, как кажется на первый взгляд.
Если посмотреть на проблему экспорта нефтепродуктов с другой стороны, то мы увидим, насколько она легко разрешима. Представим, что Европа будет импортировать нефтепродукты, вместо России, из других нефтедобывающих стран. В этом случае в тех из них, куда они экспортировались ранее (в основном в Африку и Латинскую Америку, а также Азию), спрос никуда не денется, его необходимо будет удовлетворять. Чем нуждающимся странам заменить «их» нефтепродукты, проданные Евросоюзу? Правильно, — нефтепродуктами из российской сырой нефти, которые будут производиться в третьих странах и уже не подпадут под санкции.
Единственная проблема, которая появляется у России с введением эмбарго, — что делать с мазутом, спроса на экспорт которого нет, потому что его раньше импортировали именно европейские НПЗ. Теперь нужно искать рынки сбыта для него, продавая с дисконтом или сжигая на собственных ТЭЦ, что не выгодно.
Как видим, у России будет рынок сбыта если не светлых нефтепродуктов, то по крайней мере сырой нефти, а доходы окажутся не намного ниже.
Как же собственные санкционные мероприятия отразятся на самом Евросоюзе? Сможет ли он заместить весь огромный экспорт российских нефтепродуктов?
Это будет достаточно сложно. Даже с учетом полной загрузки европейских НПЗ, удовлетворить свои потребности в дизельном топливе и бензине Евросоюз не в состоянии. Если даже предположить, что найдутся экспортеры в зоне Персидского залива, Красного моря или в Индии, перевезти в Европу такой объем автомобильного топлива невозможно, потому что нет такого количества танкеров и они пока не преодолевали такие расстояния. Возможно, Европа с этим справится, только это будет стоить немалых денег. К слову, за ними потребуется лезть в карман к самым обычным автовладельцам — цена топлива вырастет без шансов на снижение, как это произошло в последние месяцы с газом.
Теперь о потолке цен. Будет ли он эффективным? Ожидания от потолка цен на российскую нефть, если посмотреть на индийскую или китайскую статистику, не оправдались: Россия продавала Индии и Китаю нефть почти по мировым ценам, а потолок был ниже. Точно такое же может произойти и с нефтепродуктами. В случае с Китаем и Индией дисконт будет, но цена все равно окажется выше потолка.
На данный момент об эффективности предпринятых Западом ограничений и запретов в отношении российской нефтедобычи и нефтепереработки говорить рано, нужно время. Но в пользу того, что эффект будет минимальным, говорит такой факт: под санкции подпадают только нефтепродукты, произведенные в России, а не произведенные из российской нефти в третьих странах.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал Минская правда|MLYN.by, чтобы не пропустить самые актуальные новости!