Цепкало не гнушался брать взятки ювелирными изделиями
В Минском областном суде продолжается рассмотрение уголовного дело экс-главы Парка высоких технологий Валерия Цепкало.
Показания дал бывший заместитель генерального директора СООО «Системные технологии» (компания — резидента ПВТ) Александр Жуковский, который отбывает наказание в исправительной колонии № 15 в Могилеве. Его допросили удаленно, в порядке проведения видеоконференцсвязи. На сегодняшний день мужчина осужден, однако это не связано со строительством объектов на территории ПВТ.
Александр Жуковский подтвердил, что знаком с Валерием Цепкало.
— Я присутствовал на нескольких совещаниях с его участием, — пояснил Александр Жуковский. — Согласно должностным инструкциям в зону моей ответственности входила эксплуатация зданий, хозяйственное обеспечение. Меня вызвал мой директор, он сказал, что Администрация Парка высоких технологий предлагает нашей компании стать инвестором для строительства офисных помещений на территории парка. В связи с этим он поручил мне принимать участие и вести дела в соответствующих совещаниях, связанных со строительством данного административного здания, которое сейчас располагается на ул. Академика Купревича д.14.
По словам Жуковского, в Беларуси на тот момент было такое время, когда в стране начался строительный бум. И достаточно тяжело было найти строительную организацию.
— Мы проголосовали и выбрали компанию… До этого совещания с Игдеджи Седатом я знаком не был… Мы не знали компанию до этого, — подчеркнул Жуковский. — Я не помню, чтобы кто-то предлагал своего подрядчика.
Он подчеркнул, что прямых договорных отношений не было с строительной компанией «Седнат».
— Мы как инвесторы финансировали это строительство, а ПВТ брал на себя функцию заказчика, — добавил свидетель.
Вилла, как у Президента Вьетнама
Далее были оглашены показания еще трех свидетелей, в связи с тем, что они находятся за пределами Беларуси. Так прокурор в зале суда зачитал допрос Василия Быкова, который организовал туристическое агентство «Крым Эксклюзив». Индивидуальный предприниматель сообщил, что ему позвонила девушка из Беларуси, она вела все дальнейшие переговоры по поводу съема виллы, а затем Быкову на счёт было переведено 17,5 тысяч долларов США. Деньги были получены им лично, на его имя. К слову, одна ночь на этой вилле стоила 1200 долларов США.
— Она была против, чтобы я лично общался с заказчиком» — пояснил Быков следователю.
Еще один свидетель, который дал письменные показания — Елена Подольская. Женщина была допрошена в Севастополе и уточнила, что фактически исполняла роль помощника Быкова. А сама вилла принадлежала нескольким собственникам. Подольская общалась как с представителем заказчика Татьяной, так и с представителем и управляющим виллы. Организовывала трансфер. Гостям выдавался ваучер, который они предъявляли при заселении.
— О смене состава отдыхающих мне не было ничего неизвестно. Лиц по фамилии Цепкало и членов его семьи я не знаю, как и с Игдеджи Седатом я не встречалась, — сказала Елена Подольская.
Золотишко в качестве взятки
Кроме того, были оглашены свидетельские показания Седата Игдеджи данные им еще в 2020 году. Напомним, что сам турецкий бизнесмен ушел из жизни в январе 2021 года.
— Хочу указать, что с Цепкало Валерием Вильямовичем я познакомился через бывшего специалиста Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь Юрия Соловьева в декабре 2005-го для обсуждения возможных совместных проектов с ГУ «Администрация ПВТ». На этот период времени я приезжал в составе делегации из Турецкой республики по вопросам инвестирования в Республику Беларусь… В марте 2006-го Соловьев и Цепкало приехали в мой отель в Анталии с ответным визитом. На встречу в Турции Цепкало привез презентацию проекта строительства Парка и предложил участвовать в качестве инвестора и генподрядчика объектов ПВТ. Рассмотрев презентацию на предложение Цепкало, я ответил отказом, однако рекомендовал ему фирму своих кузенов, — сообщил Седат Игдеджи.
Он уточнил, что в июне-июле 2006 году кузены побывали в Беларуси в составе делегации и по возвращению в Труцию, сообщили Игдеджи, что изучили ситуацию с возможной реализацией инвестпроекта, но решили отказаться, так как Цепкало и Соловьев потребовали у них значительные денежные средства в качестве взятки. К тому же отсутствовала и проектно-сметная и иная разрешительная документация.
Через некоторое время Цепкало и Соловьев повторно предложили Седату поучаствовать в вышеуказанном проекте. Причем мужчины трижды на протяжении 2006-2007 годов прилетали в Анталью для его обсуждения. Далее был подготовлен проект стоимостью $100 тыс. с целью презентации Цепкало его в Минске. Необходимо отметить, что в ходе эти встреч в качестве взяток Валерию Цепкало передавались различные ювелирные изделия, золотые цепочки, браслеты на руки и сережки, стоимостью не менее $5 тыс. c целью успешной реализации проекта, а также выбора фирмы Седата в качестве генерального подрядчика и заключения в будущем контрактов на строительство. Данные украшения кузены приобретали за собственные средства.
Уже в Минске после презентации в одном из ресторанов стало известно, что нужно будет выплатить Цепкало и Соловьеву по $300 тысяч каждому в качестве взяток за реализацию проекта.
— В связи с тем, что проект по нашим расчетам предусматривал прибыль в $1 млрд, мы были вынуждены согласиться на такую сумму, — добавил Игдеджи. Часть озвученной суммы, в размере $20 тысяч, он в 2007 году передал в номере отеля, когда Цепкало и Соловьев приехали в Анталью.
Через некоторое время Юрий Соловьев сообщил Седату, что реализацией инвестпроекта в ПВТ будет заниматься другой иностранный инвестор Fishman Group (Израиль), а турецкая компания не сможет победить в тендере. Он попросил Игдеджи направить на тендер предложение в $200 млн, чтобы проиграть тендер компании. Соловьев заверил, что данное решение можно изменить, при этом он обещал, что в дальнейшем окажет нам содействие в Беларуси.
Летом 2011 года Седату позвонил Соловьев и предложил возобновить сотрудничество по строительству объектов ПВТ. Игдеджи встретился с Соловьевым и Цепкало в своем офисе в Минске. Они предложили принять участие в реконструкции зданий по ул. Купревича 1, корпус 2, блок Г, пояснив, что этот объект из-за разработанной ПСД является убыточным и ранее по этой причине от него отказались уже 5 застройщиков. Вместе с тем они указали, что если Седат возьмется за это дело, то они предоставят ему возможность строительства объектом EPAM и других на общую сумму около $700 млн. При этом Игдеджи за данную «услугу» будет должен заплатить им деньги в качестве взятки.
Подписывайтесь на наши соцсети, чтобы узнать первыми обо всем, что происходит в Беларуси и мире: Telegram | Instagram | ВК | | OK | Дзен