Реформа ООН и расчеты в нацвалютах. Что показал исторический саммит БРИКС в Нижнем Новгороде
Во время председательства в БРИКС государство-председатель по традиции проводит массу различного рода мероприятий, которые увенчаются итоговой встречей глав государств. Саммит министров иностранных дел, завершившийся 11 июня в Нижнем Новгороде, стал довольно значимым мероприятием по причине того, что оно прошло после значительного расширения объединения.
Кроме глав дипломатии стран-участниц на саммит были приглашены делегации других стран, поэтому заседание постепенно перетекло в формат БРИКС+/аутрич. «Плюс» символизирует государства, которые подали заявки, но пока не стали членами объединения, а «аутрич», — это те, чьи делегации пригласила Россия, страна-председатель. В статусе приглашенных в Нижний Новгород прибыли делегации Беларуси, Венесуэлы, Кубы, Таиланда, Турции, Шри-Ланки, Казахстана и Лаоса во главе с министрами иностранных дел. Делегации Бахрейна и Вьетнама возглавили заместители министров иностранных дел.
Поскольку Турция заявила о желании вступить в БРИКС, особое внимание было приковано к личной встрече министров иностранных дел России и Турции Сергея Лаврова и Хакана Фидана. Отношения между государствами уже давно находятся на уровне стратегического партнерства, а в Анкаре БРИКС всерьез рассматривают как альтернативу ЕС, куда Турцию принимать пока не собираются. Поэтому последней важно участвовать во всех проектах формирующегося многополярного мира хотя бы потому, что она собирается стать одним из таких полюсов. Поскольку Россия заинтересована в Турции как в надежном партнере, Хакан Фидан по окончании саммита встретился с президентом России Владимиром Путиным. Событие прошло накануне готовящейся личной встречи Путина с Эрдоганом, которая должна состояться на саммите Шанхайской организации сотрудничества в Астане 3-4 июля.
Не меньший интерес представляла двусторонняя встреча Сергея Лаврова с китайским коллегой Ван И. Министры обсудили ситуацию в Азиатско-Тихоокеанском регионе, что стало особенно актуально на фоне формирования там американцами военно-политических блоков, направленных против России и Китая.
В ходе пленарных заседаний министры и делегации коснулись самого широкого спектра тем, от транспорта и логистики до ядерной безопасности, включая медиацию.
По итогам двухдневного саммита министров иностранных дел было принято совместное заявление из 54 пунктов. Главы дипведомств подтвердили намерение продолжать и углублять стратегическое сотрудничество в сфере экономики и финансов, политики и безопасности, культуры и гуманитарных связей. Серьезное внимание уделили дальнейшему расширению расчетов в национальных валютах при совершении торговых операций внутри БРИКС, что особенно важно в условиях санкций.
В совместном заявлении указано, что необоснованные экономические санкции, несовместимые ни с какими международными нормами, наибольший ущерб наносят развивающимся странам, что несовместимо с декларируемой политикой устойчивого развития.
Саммит поддержал необходимость проведения всеобъемлющей реформы ООН, включая изменение регламента работы Совета Безопасности, который в нынешнем виде не может обеспечить разрешение накопившихся международных проблем и конфликтов, что грозят перерасти в глобальные.
Прошедший саммит имеет большое историческое значение, поскольку присутствующие на нем делегации представляли государства, являющиеся ведущими игроками на региональном уровне. В этом смысле БРИКС со временем может стать объединяющей различные регионы структурой, которая потеснит по степени влияния G7 и G20. БРИКС становится новым центром притяжения, чего не скажешь о «семерке» и «двадцатке». А все потому, что представляет собой открытую, а не блоковую структуру, основанную на равенстве и учитывающую интересы каждого участника.