Политическая толока. В чем истинное предназначение партий Беларуси
Партийный плюрализм — его так не хватало, и он случился. Лукашенко обещал, Лукашенко выполнил. Я сейчас не «про отвести страну от пропасти». Да кто это уже помнит, а еще меньше ценят. Сейчас о политических свободах. Многопартийности.
Я вот не понимаю, кто раньше мешал белорусам вступать в партии. Изучать их названия можно было по справочникам телефонов. Но даже телефоны молчали. И с одной стороны создавалась картинка партийной палитры, а в итоге — фикция. И кто виноват. Ну, конечно, Президент. Мешает партийному строительству. Это напоминает нарекание на государство дольщиков неблагонадежных компаний. Те либо аферисты, либо профаны. А жилищную проблему вынуждены решать лица управленческой вертикали. Надо уж определяться либо мы за капитализм, либо социально ответственное государство. На двух стульях не усидишь. В партийном строительстве как в обычном — хватало и аферистов, и профанов. Хотя общение с лидерами партийного прямоугольника проходило за закрытыми дверями. Но Президент в присущей ему манере управления открыто поделился с белорусами своим видением партийного устройства.
«В ходе перерегистрации, будем откровенны, мы очистили партийное поле от декоративных объединений и тех, чья деятельность направлена на подрыв основ конституционного строя нашей страны, — сказал Александр Лукашенко. — Беларусь — молодое суверенное государство. Избранная нами модель управления страной — президентская республика — оптимальная для нашего общества с учетом исторических традиций и геополитического положения. Но особенно тем, что эту форму правления приемлет наш народ. Люди должны это не просто понимать, а принимать как аксиому».
Итак. Партия власти — не для Беларуси. Почему? Потому что это создание касты избранных. Красная ковровая дорожка в коридоры власти. А, значит, люди с фарисейским укладом мышления обязательно воспользуются этим трамплином. Ведь уже такое было в нашей истории. Романтики. По партийной лестнице они шагали уверено. Устало с работы, с радостью на работу. Потом критики всего советского бездушно обзовут эту партийную плеяду комсомольских вожаков номенклатурщиками. А они верили, создавали проекты, строили заводы, мосты и спальные районы, честно спорили на собраниях, закладывали капсулы с посланиями и ошибались. И функционеры. Как только они предательски, услужливо отвернулись от созданных идей в угоду импортного джинсового дресс-кода, гардероб советской модели стал трещать по швам. Поэтому не стоит удивляться почему. Некоторые партийные бонзы подались на запад, герои и лауреаты — в националисты. Лишь настоящие коммунисты остались на вахте. Тонущего или нет, но на вахте корабля. Партия ошибки может простить. Но люди никогда не простят лицемерия партии. В двух предложениях причина краха всей советской системы.
Многоэтажность партийного строительства начинает заботить лишь сытое общество. Заметьте, уже веет третьей мировой войной, а белорусы обсуждают партийный плюрализм. Слишком высоко то забрались — в иерархии потребностей мотивационной пирамиды Маслоу. И где там эта чарква и шкварка? Внизу. Теперь мы думаем, как реализовывать политические амбиции общества. А если бы сразу ударились в навязанную извне борьбу за микрофоны в Овальном зале — страны бы не было.
Надо понимать крепкой Беларусь сделала не партийная многополярность. А четкая вертикаль власти. Не парламентская республика, а президентская. Поэтому и сейчас надо сток разделять. Управляемостью страной занимается государственная власть. А партийное пространство для того, чтобы объединять людей по интересам. Замечать — амбициозных, выдвигать — способных. То есть партийная вертикаль не замещает госаппарат, не конкурирует, а соработничает. Такова наша модель сотрудничества гражданского общества и власти. В принципе людей с того же общества, только обремененных либо должностными обязанностями, либо и того тяжелее, отвечающих за судьбу Родины.
«Предназначение партий — не бороться с государством, а конкурировать между собой на уровне проектов, законодательных инициатив. Все, что нацелено на созидание. Причем надо понимать, что каждое принимаемое на государственном уровне решение должно удовлетворять одновременно все группы населения: и бюджетников, и предпринимателей, и пенсионеров», — подчеркнул Президент.
Надо понимать. Президент никогда не был против разрастания политической кроны. Главное, чтобы это дерево было на почве патриотизма. И было готово к плодоношению. Созрели — пожалуйста. Но капитальный ремонт политической системы начинается не с бросания камней и поджогов госучреждений. Нет. Лишь во время острых, жарких, но уважительных дискуссий. Вот оно не паханое политическое поле работы. Только засевай. Но дадут и эти семена ростки? Зависит и от партийных идеологий, и от технологий. Да. Но мне кажется с поправкой на белорусскую ментальность. Сердцем выбираем.
«Что касается моего отношения к партиям, руководители которых здесь присутствуют, — для меня вы все равны. Вы — патриотичные. И я вам выражаю просто огромную благодарность, всем руководителям, за ту позицию, которую вы занимаете, — отметил глава государства. — Глядя на это, некоторые говорят: «опять Лукашенко там что-то придумал особенное». Да не я придумал. Мы действительно особые. Мы не деремся друг с другом за что-то. Слушайте, мы всегда найдем место каждому, если будем нацелены и ориентированы в одном направлении».
Все-таки наш белорусский избиратель выбирает не лозунги и аббревиатуры. А личности. А само общество многогранно — в этом наша сила и богатство. Поэтому одним нравится интеллигентный и высокообразованный Олег Романов, другим — решительный Гайдукевич, третьим — умеренный коммунист Сокол.
А как же быть с любителями вышиванок и Витовта. И их ведь тоже пора вытягивать с условных баррикад и тихого протеста. Партийная конкуренция рождает истину. Партийный плюрализм мне напоминает семью. Когда никто, не шатаясь по чужим квартирам (так делают изменники), после всех своих дел вместе собираются за общим вечерним столом во главе с отцом семейства и делятся своими мыслями, радостями и переживаниями. Каждый занимается своим любимым делом, но на благо общего дома. Это и есть политическая толока. Бяседа.