Меню
Голас Любаншчыны

Сербский гамбит. Как советские ПВО увидели и сбили американский стелс-невидимку

стелс f 117 сбит сербия
Фото: из открытых источников

Мы пока не знаем, про какую новую опасность для Сербии узнал ее президент Вучич. Вот что он сообщил: «Сейчас мне непросто сказать, какие новости мы получили в последние 48 часов. Они прямо угрожают жизненно важным национальным интересам Сербии и Республике Сербской. В ближайшие дни я ознакомлю народ Сербии со всеми вызовами, которые нам предстоят. Будет тяжело, как никогда тяжело».

Что значит «никогда»? Еще тяжелее, чем во время агрессии НАТО против Югославии?

А министр здравоохранения Сербии выразилась еще точнее.

— Мы с доктором Зоркой Вукмирович и другими коллегами опубликовали монографию «Правда о последствиях бомбардировок Сербии 1999 года». В книге собраны все имеющиеся факты и статистические данные, документальные свидетельства. Речь идет о геноциде, экоциде и жестоком эксперименте над нами, сербами! — заявила Даница Груйичич.

Мы специально приводим точные слова этих людей, чтобы не оставалось ни малейших сомнений — ничто не может для сербов ужасней, чем те бомбардировки. И все же Вучич предрекает что-то еще худшее. Но куда же хуже?

За три месяца бомбардировок Югославии в 1999 году 1150 самолетов НАТО нанесли 30 тысяч ударов, выпустили 1300 крылатых ракет, сбросили 37 тысяч кассетных бомб, разрушили 25 тысяч жилых домов и сотни километров дорог, убили тысячу военных и сотрудников полиции, а также около четырех тысяч мирных жителей.

Но, несмотря на тотальное военное превосходство противника, югославская ПВО как минимум однажды сделала то, что считалось невозможным. Это произошло 27 марта 1999-го. В авиации, которую альянс применял для бомбардировок, F-117 Nighthawk («Ночной ястреб») стоял особняком. В его «послужном списке» уже было вторжение в Панаму, война в Персидском заливе — все удары по Багдаду наносил только этот самолет, а также операция «Лис пустыни», которую США и Великобритания проводили против Ирака в 1998-м — как и в Югославии, без санкции Совбеза ООН.

Для производителя — концерна Lockheed — проект оказался судьбоносным. В 1970-х компания переживала серьезные проблемы, погрязла в долгах и скандалах из-за взяток, просила правительство предоставить гарантию по кредиту. Поэтому конкурс на первый стелс-невидимку был последней надеждой для концерна остаться на плаву.

У F-117 все является невидимым и секретным — самолет впервые поднялся в небо в 1981-м, через два года был принят на вооружение, но сам факт его существования американские власти признали лишь в 1988-м, когда Пентагон обнародовал всего одну фотографию, да и то отретушированную. Даже сама литера F в названии самолета свидетельствует об особой секретности. С этой буквы обычно начинаются названия истребителей, хотя Nighthawk относится к бомбардировщикам. Чтобы сохранить настоящее назначение новинки в секрете, ее поставляли в эскадрильи истребителей.

В общем,  благодаря «невидимке» дела у Lockheed Martin заметно пошли в гору. И теперь, спустя четыре десятилетия этот концерн прочно лидирует в рейтинге крупнейших брендов в мировом ВПК. И происходит это только по одной причине — его продукция еще не встречалась в небе с самой современной российской техникой ПВО, с теми же комплексами С-300, стерегущими небо Беларуси.

советский комплекс С-125 «Нева»
С-125 «Нева»

Правда, есть и вторая причина. Западные СМИ сделали немало, чтобы все забыли про то, как американскую «невидимку» увидели и сбили сербы. Сбили с помощью устаревшей, еще советской ракеты ПВО… Итак, 27 марта 1999 года. Батарея Золтона Дани была вооружена советским комплексом С-125 «Нева», который приняли на вооружение почти за 40 лет до того. Радиолокацию обеспечивали советские же радары на длинных волнах: П-12 «Енисей» и П-18 «Терек». Они-то как раз могли обнаружить «невидимку», но имелась одна проблема.

Дело в том, что дальность С-125 не превышала 20-22 километра. А у НАТО было множество самолетов, способных обнаруживать излучающие устройства с куда большего расстояния. Да и сам F-117 располагал противорадиолокационными ракетами AGM-88 HARM дальностью до 150 километров.

Поэтому югославским зенитчикам приходилось действовать очень осторожно: радар выходил в эфир с одной позиции не более двух раз короткими сеансами по 20 секунд. Как вспоминает заместитель Золтона Дани подполковник Джордже Аничич, 27 марта югославские войска разместили несколько имитаторов радаров, чтобы заманить натовские самолеты в ловушку. В тот вечер на эти ложные цели направили три F-117. Один из бомбардировщиков на базу не вернулся — F-117 рухнул у деревни Буджановцы в 40 километрах к западу от Белграда

Чтобы избежать попадания обломков F-117 в руки югославской армии, а затем и русских, америкосы решили нанести по месту падения массированный авиаудар. Однако выяснилось, что там уже работают корреспонденты CNN, и вылет отменили. Сейчас большая часть обломков этого F-117 хранится в музее авиации в Сербии — сбившим «Найтхоук» зенитчикам там посвящен отдельный зал.  

Так что Вучичу есть с кого брать пример. И есть на кого опираться — на героический сербский народ.

ГУ" Березинский районный центр по обеспечению деятельности бюджетных организаций"
Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59