Меню

Еще не вечер, ждем народное вече! На вопросы о ВНС честно ответил политолог

Народное собрание
Фото: Вячеслав Цуранов и из открытых источников

Зачем Президенту ВНС? Он же и так справляется

Если коротко, это инструмент передачи власти, но не сейчас, а в перспективе 5-10 лет либо раньше — в случае форс-мажора, теракта и иной опасной ситуации. Наличие ВНС гарантирует, что все ключевые вопросы: союз с Россией, языковая политика, военная доктрина, — останутся без изменений, кого бы ни выбрали новым президентом.

Напомним, что теперь по Конституции президентских сроков может быть только два, и первый из них не за горами. Александр Лукашенко уже заявил об участии в выборах-2025, и на ВНС представлена его предвыборная программа — что будет сделано в экономике, социальной сфере, внешней политике. После выборов ВНС будет контролировать выполнение этих обещаний, но понятно, что при действующем Президенте это будет формальная процедура. А вот когда у власти (раньше или позже) окажется другой человек, ВНС заиграет новыми красками.

Зачем такая сложная схема? Можно просто подобрать достойного преемника (или нескольких) — пусть народ выбирает

Надо быть готовым, что кого бы ни выбрали новым президентом (даже самого хорошего и достойного), запад попытается его либо шантажировать, либо купить. А кто-то может сидеть тихо, а потом сломать страну из идейных соображений, как Горбачев. Мотив не важен, главное, что ВНС каждый год будет заслушивать отчет нового президента и оценивать его действия.

И если новый президент до выборов обещал следовать курсу Батьки, а после выборов вдруг решил вступить в НАТО, разместить у нас западные базы или убрать российские, запретить русский язык и объявить нас частью Польши — ВНС тут же отправит его в отставку. Проблема в том, что нельзя заранее сказать, как себя проявит даже самый проверенный человек. И чтобы не ждать 5 лет до следующих выборов — как на Украине ждали, что ситуация изменится с приходом Зеленского — ВНС сразу, в первый же год, примет определенные меры. Причем ситуацию не обязательно доводить до импичмента. Просто любой президент, которого изберут, будет понимать, что в ключевых вопросах он не может действовать произвольно и должен заручиться поддержкой Всебелорусского собрания.

А если нет? Тогда ВНС парализует власть и будет кризис, как в 1994-1996?

ВНС не имеет царских полномочий, как думают многие, это, скорее, контрольный и кадровый орган. Все его полномочия строго ограничены конституцией. Поэтому ВНС не может заменить собой президента и захватить власть, как это пытался сделать Верховный Совет. Второе отличие – состав ВНС. В него вошли государственники, а не просто интеллигенция с амбициями, как это было в 1990-х: поэты, историки и филологи. Люди яркие, но без понимания, как управлять государством.

Третий важный момент — это точка зрения нынешнего президента, который никуда не исчезнет, а автоматически получит место в президиуме ВНС. Конечно, это будет не первая должность в государстве, но, по факту, вторая, потому что ВНС будет ориентироваться на его точку зрения, так как это люди Президента. А уж он-то правильно оценит обстановку и способы выхода из кризиса, если такой случится. Например, нужно ли вступать в открытое противостояние и объявлять импичмент или можно все решить в рабочем порядке.

Общая логика в том, что проблему с новым президентом, если она возникнет, надо решать быстро, а не ждать 5 или 10 лет. На Украине Евромайдан случился в 2014, и путь от худого мира к тотальной войне государство скачком преодолело за 10 лет. Строить всегда долго, а ломать быстро — поэтому ВНС должно отсекать любые радикальные решения президента на корню. Их, на самом деле, не так много — это «европейский выбор», насильственная смена языка, поддержка сепаратизма, разрыв с Россией. Грубо говоря, именно эти вещи будут держать на контроле.

А как же Тихушки и Лохушки? Для чего их кормят и поят?

Скорее всего, запад не устроят президентские выборы с нормальными кандидатами, и на нас будут всячески давить, чтобы в список включили ненормальных — Пашу, Свету, Франака и кого угодно. В ход может пойти и угроза военного нападения, и терроризм, и какие-то новые санкции. Задача ВНС в такой ситуации — не признать выборы, и это второе важное полномочие Собрания. Если, как в 2020 году, выборы пройдут в условиях внешнего финансирования и грубого давления, а потом у нас будет целых два президента (одного признают США, а второго — мы, Россия и Китай), то результаты можно будет отменить и провести новые.

Для этого, кстати, появился второй важный инструмент контроля — теперь именно ВНС, а не президент, будет назначать главу ЦИК. Это еще одна страховка, если вдруг новый «хороший» президент попытается переделать правила игры под следующего «плохого». Мы помним одну женщину, которая рассказывала, что ничего не умеет, но будет президентом, чтобы «провести свободные выборы». Поэтому и избирательный процесс, и ключевые моменты внутренней и внешней политики все равно будет контролировать Всебелорусское собрание.

Если мы боимся войны, как на Украине, может, лучше заниматься обороной? При чем тут ВНС?

В случае военного нападения запад всегда бьет по центру, чтобы страна осталась без управления. Примерно так они делали в Ираке и Ливии. Ездить и давать интервью, как это делает Зеленский, никому не дадут — скорее всего, руководство попытаются физически захватить или убить в первые часы.

Но даже если так произойдет, в стране все равно останется орган, который нельзя физически ликвидировать и разбомбить — целых 1200 делегатов – и в любом случае, даже если что-то случится с президентом, парламентом, правительством, они останутся законным высшим органом власти в стране. От его имени будут оказывать сопротивление армия и силовые структуры, с этим же органом, если что, будет работать Россия и передавать военную помощь. И государство не получится обезглавить одним быстрым ударом, а потом за 24 часа привезти готовое правительство из Вильнюса.

Понятно, что в случае войны все реальные полномочия остаются у президента — на то он и Главнокомандующий. Но формально ВНС все равно будет высшим органом власти. И это одна из гарантий суверенитета, чтобы нас под шумок не объявили частью Польши с согласия юродивых из Вильнюса.

Если нам поможет Россия, может, это все лишнее?

России сейчас не просто, более того, русских специально перегружают проблемами — посмотрите на ситуацию в Армении и в Молдове, где к русским хорошо относится народ, но при этом верхушка инициирует выход из ОДКБ и СНГ. Поэтому если вы сами не управляете своей страной, то союз с Россией не избавит от всех бед.

Опять же, у всех перед глазами пример Советского Союза, когда люди не поддерживали действия Горбачева, а потом Ельцина. Но при этом не было законного органа, который мог эти действия оспорить. Когда создавался ГКЧП, это была структура без законных полномочий. После неудачи ГКЧП появился предлог поставить компартию вне закона — из системы выдернули стержень. А затем в Беловежских соглашениях распустили СССР как субъект, то есть ликвидировали пост президента СССР. И получилось, что на всех этапах в большой стране, которая не хотела распадаться, не было легитимной власти, чтобы остановить этот процесс.

Так что опыт показывает, что для стабильности и нам, и России мало танков и военных — кроме личности наших Президентов, должна быть страховка — легитимная высшая власть на случай предательства, раскола, заговора и войны. Можно сказать и так: мы создаем Всебелорусское народное собрание, чтобы не было новой перестройки и нового 1941 года. Возможно, РФ увидит в этом что-то полезное и для себя.

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59