Меню

Не жить, как Карач. Страшилки помогают беглым зарабатывать на проблемах простых белорусов

дорога
Фото: из открытых источников, в качестве иллюстрации

«Работодатель вас использует для своей выгоды!» — пугают оппозиционные медиа белорусов. Вне зависимости от того, как вы к этим ангажированным страшилкам относитесь — это правда. Где бы вы ни работали (на заводе, в магазине, больнице или школе) ваше предприятие/учреждение действительно желает получить выгоду от вашей работы. В этом суть работы по найму, не так ли?

Другое дело, что в этом случае вам желают успехов и личных свершений. Но есть те, кому выгодны неудачи людей. Сюда относим мошенников, аферистов, преступников и… беглых оппозиционеров.

Новые «таланты»

В 2020 году в протестных медиа засияла звезда по имени Ольга Карач. А спустя время «засияла» она и в государственных СМИ Беларуси, когда центральные телеканалы делились инсайдами о борьбе за власть и деньги в лагерях беглых. До этого про Ольгу Евгеньевну ширше знали разве что в Витебске, где категорически активная женщина категорически активничала, называя себя и общественным деятелем, и журналистом, и «политиком». В любом профайле про нее пишут «активно выступает против белорусских властей», но это ложь.

Карач

Активно она выступает против всех и лишь за себя, эффективно, стоит признать, создавая в среде уехавших белорусов тотальных хаос. Пока ее бизнес-оппоненты рисуют карты наступления на позиции Карач, она меняет беглые ландшафты, причем вручную. В этом смысл, в этом ее стратегия. Разве что в сочинении «Как я провела лето» Тихановская вместе с кураторами напишет про спецоперацию по устранению Карач из игры.

Карач с 2011 года живет в Литве, с официальным видом на жительство и в уже нескольких собственных квартирах в Вильнюсе, приобретенных на европейские гранты. Которые вообще-то выделялись за и на «помощь» белорусам и на борьбу с «режимом». Но сдать правильный отчет наверх — тоже искусство, многие в оппозиции им владеют прекрасно. Вот уже 13-й год она как руководитель некоего центра инициатив (зарегистрированного в Чехии, когда еще Прага, а не Варшава, была главным хабом американских интересов на континенте) «помогает белорусам» бежать от «режима» и обустраивать новую и светлую жизнь в «демократической» Литве. О светлости этих жизней — позже, пока — о наболевшем для Карач в последние недели.

Кому «угрожает» Карач?

18 августа госпожа Карач, прекрасно понимая специфику работы спецслужб (не спрашивайте, откуда), выносит в публичное пространство свой кулуарный конфликт с Департаментом госбезопасности Литвы — это как КГБ, только прибалтийский, уже без высокой советской школы. В интервью российскому (это позже будет важным) оппозиционному медиа беглянка выдала сенсацию — ее, давно сотрудничающую и с МИДом Литвы, и с самим ДГБ, объявляют в Вильнюсе «угрозой национальной безопасности» и отказывают в политическом убежище. Со слов Карач российскому медиа, причиной стали ее многолетней давности интервью с Жириновским (!!!) и тогдашнее участие в конференциях в России. Оппозиционных Кремлю, конечно, но сейчас всему миру уже совершенно без разницы — любой контакт с «русским миром» называется «соучастием в агрессии» с последующим устранением «соагрессора» отовсюду.

Но если вам кажется, что внезапно вспомнить многолетней давности события и на их основании признать человека угрозой нацбезопасности — это бред, то… вам не кажется. Для начала Департамент госбезопасности Литвы после опубличивания своих претензий к Карач (публичные конфликты для чекистов, даже литовских, всегда плохо) вынужден был заявить, что причины, которые Карач называет основанием для признания себя угрозой нацбезопасности, совершенно не те. Но какие — никому не скажут, потому что это государственная тайна.

Карач после этого собрала пресс-конференцию, где заявила, что будет защищать свое светлое демократическое имя, нескромно сравнила себя с Меркель и масштабировала на самом деле легонькое, как укус комарика, внимание к себе со стороны белорусского КГБ до фразы «режим хотел меня убить!». Громкие фантазии вообще — основа оппозиционного маркетинга…

Интересно, что юридически в случае признания иностранного гражданина угрозой нацбезопасности он (или она) должны в течение 14 дней покинуть территорию страны, иначе — депортация. Но чемоданы Ольга Евгеньевна не собирает, потому что отправить ее обратно в Беларусь ДГБ не может — по Европейской конвенции это создает «риски преследования» (а Карач в Беларуси посадят за совершенные преступления –— к бабке не ходи).

Что на самом деле?

Победа Карач над литовскими чекистами? Нет. Те через подконтрольные СМИ слили «инсайд», что угрозой нацбезопасности Ольга названа за «сотрудничество с российской разведкой». А такие обвинения тут же вычеркивают Карач из всего «демократического» движения не только в Литве, но и мире. И надолго.

А теперь о том, что значит эта вакханалия на самом деле. Дюжину лет в Литве госпожа Карач занимается тем, что «помогает» обустроиться в «демократии» бегущим от «режима» белорусам. Занимается она этим и только этим, то есть это ее работа, с доходов от которой она живет и живет неплохо. Но для этого нужно обеспечить стабильный приток людей, нуждающихся в помощи в Литве, — на что жить, если вдруг месяцы, а то и годы, никто из Беларуси не бежит?..

Схема госпожи Карач проста по сути, но умна по реализации. Сидя в Вильнюсе, она с командой пишет методички, как белорусам в Беларуси нужно «бороться» с вертикалью власти и лично Лукашенко. Начинается все с безобидного: если у вас яма перед домом — заваливайте письмами исполком, обрывайте телефонные линии, пишите петиции. Бесит всех, но законно. Но в этом массиве законного (Пока? В кулуарах говорят об изменениях в Законе об обращениях граждан…) отыскиваются те, кто готов к более рьяной борьбе, отважной, но слабоумной, на грани законности и с высокой вероятностью преступить закон, за что во всем мире следует наказание.

И как только угроза наказания над таким белорусом в Беларуси начинает нависать — тут же Карач дает совет «бежать!». Хотя по большинству убежавших, которые говорят «нас преследовали», силовики чаще задаются вопросом: «Кто это? Первый раз слышим!». Но у страха глаза велики. А бегут, как правило, быстро и с одной сумкой в руках. Вот таких в Литве и ждет Карач, «помогая» и с документами, и с арендой жилья, и прочими вопросами. Деньги на «помощь» ей дают Литва, Евросоюз или США, в зависимости от того, кому бежавший человек нужен — и нужен ли вообще? Если оказывается, что не нужен — то особо можно и не помогать, а гранты на это Карач оставляет себе. Да и объемы реальной помощи существенно отличаются от указанных в отчетности — власти Литвы эту коррупцию побороть решили, сами же ее возглавив за процент от грантов.

Все были довольны, пока «пилили» гранты

До 2020 года схема работала как часы, поток «бегущих» был небольшой струйкой — но стабильной. Ольге Евгеньевне хватало, МИД Литвы тоже был доволен, привлекая взамен бегущим из Литвы литовцам каких-никаких новых людей, параллельно на пару с Карач распиливая гранты. Но случилась Тихановская, финансирование офиса в Вильнюсе которой строится ровно на такой же бизнес-схеме: вынудить белорусов в Беларуси создать себе проблемы, напугать наказанием от «режима», принудить сбежать, взять к себе в оборот, пообещав тысячи евро, но вручив сотни, а то и десятки. А поток из одной струйки стал размером в три, началась дележка денег, в которой победу явно одерживал офис Тихановской, ибо МИД вместе с ДГБ посчитали именно этот проект перспективнее, а Карач тупо бросили.

Тихановская

И уже в 2020-ом Карач, прекрасно понимая, что главная опасность для кулуарных интриг и тайн — их опубличивание, начинает бороться против Тихановской (а точнее — за себя) и ДГБ, сливая компроматы (а у более 10 лет успешно работающей в Вильнюсе Карач нужных контактов валом) направо и налево. Есть основания считать, что часть информации тому же ОНТ и Игорю Туру для цикла «Ложь беглых» передавала… Карач через третьих лиц. Хаос, созданный ею, сильно подпортил репутацию офиса Тихановской, и какие-никакие финансы вернулись к Ольге вместе с бегущими через нее и для нее белорусами.

Тур

Но и литовские чекисты свои цеппелины мести подают холодными. Да и власти Литвы вместе с американскими кураторами пришли к выводу, что как-то все «шататели режима» сбежали из «режима», и теперь, перед выборами-2025 никого не осталось — есть опасность обрубания потока денег. Значит, поток бегущих от «режима» надо ограничить, а массу сбежавших вернуть в «режим», чтобы его шатать — для этого в Литве и принимаются нужные законы, и вводится жесткая диктатура Тихановской на курирование бегущих от «режима» белорусов.

И ударили МИД и ДГБ Литвы по Карач ее же оружием — хаосом в медиаполе, где никому доподлинно не известно, работала ли она на российскую разведку и действительно ли является угрозой нацбезопасности Литвы. Но какая уже разница, когда об этом говорят все, и в комментариях на Карач обрушился шквал негатива и злости, в том числе от тех, кто еще вчера чуть ли не меркелетворил Ольгу? Карач теряет доверие и выпадает из схемы обогащения на бегущих белорусах — это главное. Ведь офис Тихановской не собирается делиться бизнесом ни с кем.

А что люди? «А пусть бегут неуклюже», — считают более-менее все в Вильнюсе. Потому что на проблемах людей там зарабатывают.

А вы говорите — наниматели…

Подписывайтесь на Минскую правду в Telegram
Только самое актуальное, важное и интересное!
Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59