Меню

Сотрудничество с наемниками и террористами. Политолог о том, как вербуют молодежь

Фото: скриншот из фильма телеканала ОНТ

Политолог Андрей Лазуткин в эфире телеканала ОНТ ответил на вопросы по следам резонансного фильма-расследования «Убойная посылка» о подготовке теракта на День Победы.

— Почему фильм снят в легкой игровой форме?

— Задача фильма — показать типичные бытовые ситуации, с которыми сталкивается, например, студент-первокурсник. Террористическая деятельность никогда не выглядит как что-то очевидное и зловещее. 90% времени и усилий тратится на подготовку теракта — поиск информации, затем подбор и вовлечение в деятельность необходимых лиц, доставку опасного груза или нужного человека. Теракт — это результат длинной цепочки действий, каждое из которых, взятое по отдельности, не является противозаконным с точки зрения соучастника.

Противопоставить этому можно только общее повышение бдительности граждан — для того и снимаются «антитеррористические» фильмы. С другой стороны, нужно публично раскрыть схему, и тогда «засвеченные» ходы противника станут невозможными. С третьей стороны, нужно показать молодому человеку (а в большей мере — его родителям), чем оборачиваются любые контакты с наемниками, которые воюют на территории Украины. С ними не следует вступать в переписки и поддерживать беседы (не факт, что на другом конце вообще находится человек, которого вы знали, а не сотрудник СБУ или ГУР МО).

— Подозреваемые — на вид самые обычные люди. А чтобы закопать в лесу почтовую посылку, не нужно никаких особых навыков. Как тогда вычислить террориста?

— Никак. Поскольку «идейных» пособников в Беларуси недостаточно для создания террористического подполья, людей используют «втемную», как было с Мачулищами. В том числе привлекают собственных родственников, знакомых, близких, проживающих в Беларуси, для выполнения несложных поручений (например, забрать посылку) или сбора открытой информации (опросить знакомых об обстановке в конкретной местности).

Второй вариант — это поиск «одноразового» материала» дистанционно через интернет, за деньги. Противник понимает, что незнакомый человек ненадежен и вероятность провала акции велика. Но его и не собираются «спасать», «доставать», «эвакуировать», если что-то пойдет не так. Отношение с той стороны и к нам, и к русским — как к средству достижения цели. Они хорошо понимают, что наше общество в целом настроено против террористических методов Украины, и им нет смысла бороться за симпатии большинства. Поэтому даже к своим «помощникам» они относятся наплевательски.    

— В фильме много информации о нетрадиционных отношениях в т.н. «батальоне Калиновского». Это нормально для украинской армии?

— Скорее нет, чем да. Батальон имеет крайне низкий статус среди других белорусских формирований, например, связанных с «Азовом» и «Нацкорпусом». Те нацистские формирования, которые воюют на Украине с 2014-2015, «калиновцев» не считают за равных, в том числе и по нетрадиционным причинам.

В целом в украинских добровольческих структурах, скорее, действует система понятий, напоминающая уголовные. Поэтому лиц с нетрадиционной ориентацией группируют отдельно — они там тоже выполняют свою функцию, например, для публичного сбора западных средств. Еще это своего рода показушный сигнал натовцам, мол, смотрите, мы выполняем ваши стандарты. Кроме того, нужно понимать, что если нетрадиционное сообщество возникает в добровольческой структуре, туда моментально начнут подтягиваться точно такие же нетрадиционные граждане. У них свои специфические круги общения и высокая информированность о новых «тусовках».

Если же брать личный фактор в подготовке теракта, это объясняет ту легкость, с которой участник батальона Калиновского «подставил» своих подруг в Минске. К женщинам в нетрадиционных кругах брезгливое, даже ревнивое отношение, близкие связи практически не формируются. Обратите внимание, что мужчину-партнера в Минске «калиновец» привлек к делу в последнюю очередь, когда девушки не справились. Хотя с точки зрения логики нужно было поручать все одному человеку. В целом вся ситуация говорит о крайне низкой подготовке организатора, так и исполнителей.

— Почему для первого тайника было выбрано кладбище в Колодищах?

Минский район — популярное место для закладок партий наркотиков. Близость к столице и большое количество садовых товариществ, кладбищ, мест отдыха, подъездных дорог, станций электричек позволяет легко перемещаться, не привлекая подозрений. Кроме того, для участников теракта создается более-менее правдоподобная легенда, что речь может идти о наркотиках, а не о взрыве и гибели людей. Они могут подозревать противоправный характер своих действий, но вариант с «закладкой» их вполне устроит. К сожалению, в молодежной среде отношение к наркотикам сегодня достаточно толерантное, часто в них видят средство заработка.

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59