Меню
Голас Любаншчыны

Санкциям вопреки, а не благодаря им. Какими усилиями дается процветание Беларуси

Фото: Вячеслав Цуранов и из архива «Минской правды»

Как-то буднично и почти незаметно в феврале нынешнего года Евросоюз продлил действие своих санкций по отношению к Беларуси еще на один год — до февраля 2025-го. При том, что еще в начале 2022 года «санкционеры» обещали белорусской экономике крах сначала к концу 2022-го, потом — к концу 2023-го. Но не случилось, что-то не задалось…

При этом если на протяжении 2022 года в отечественных СМИ постоянно звучало выражение «вопреки санкциям» (белорусы построили, создали, проложили, выжили и пр.), то уже начиная с 2023-го, особенно со второй его половины, рефреном, почти как ликование, звучит выражение «благодаря санкциям». Благодаря санкциям построили, посеяли, создали, проложили, получили и т. д., словно до санкций в Беларуси ничего не строилось, не создавалось, не сеялось, не доилось и не прокладывалось… И никто почему-то не задумывается над тем, что подобными заявлениями досанкционные достижения белорусов (в строительстве, промышленности, науке, сельском хозяйстве, военной сфере и пр.) полностью нивелируются. Так что становилось совершенно непонятным, как мы тогда, до санкций, выживали? Неужели не строили дома и школы, не засевали поля, не выплавляли металл, не производили автобусы? С какого перепугу санкции стали панацеей для нашей страны и живительным бальзамом для нашей экономики? Неужели без санкций экономика наша никак не работала и лишь благодаря санкциям наконец-то ожила?

Все познается в сравнении

За точку сравнения мы возьмем 2021 год, последний перед СВО и тем вселенским шухером, который мы наблюдаем в настоящее время по всему миру.

ВВП Беларуси в 2021 году составил почти $69,7 млрд.

Экспорт товаров и услуг — $49,3 млрд, а импорт — $45,5 млрд.

Сальдо внешней торговли товарами и услугами сложилось в 2021 году положительным в размере почти 3,8 млрд долларов. Для относительно небольшой Беларуси это серьезный показатель, равный почти 5,5 % всего ВВП.

А вот данные прошлого года.

По итогам 2023-го ВВП Беларуси составил немногим менее 69 млрд долларов. Падение в сравнении с 2021-м совсем небольшое, около $1 млрд, но надо понимать, что цифры эти — без учета инфляции (долларовой).

При этом сальдо внешней торговли товарами оказалось отрицательным и составило более $3 млрд. Экспорт товаров и услуг — $40, 1 млрд, импорт — $43,2 млрд.

Как видим, падение почти на $9 млрд экспорта оказалось достаточно серьезным, если мы действительно продолжаем находиться в точке восстановления своей внешней торговли, как о том и говорит нам правительство, которое, судя по всему, не разделяет шапкозакидательских взглядов журналистов.

Экономика Беларуси действительно находится под серьезным прессом, и страна показывает чудеса изворотливости в вопросах выживания. Финская экономика, к примеру, только за 2023 год рухнули практически в два раза. А немцы за те же два года с начала СВО закрыли все свои энергоемкие производства. В самом прямом смысле: была металлургия, производство удобрений и прочее — и не стало. Вы думаете, от хорошей жизни 155-миллиметровые снаряды, стоившие в Западной Европе в начале 2021 года 700–800 евро за штуку, сегодня оцениваются в 4200–4800 евро?

«Индекс гаубичного снаряда» — наглядный пример той промышленной инфляции, в которую ЕС погрузился (60% и более) за два последних года. С 2–3-летним лагом она гарантированно «переползает» на потребительский рынок.

Другими словами, мы справляемся однозначно лучше; заводы не закрываются, а инфляция за счет опережающего роста доходов (в первую очередь зарплат) терпима (кто бы что о ней ни говорил).

Структура внешней торговли

Сравниваем дальше. Очень показательной в плане сравнения будет структура внешней торговли Беларуси товарами по странам — основным торговым партнерам за 2021 год.

К примеру, в 2021-м, по данным Национального статистического комитета РБ, 13,6% всего белорусского экспорта шло на Украину (почти $6,7 млрд), импорт с Украины составлял 3,6% от всего объема импорта. Сегодня  роль Украины как внешнеторгового партнера Беларуси сошла на нет. При этом даже на замещение не очень высокого украинского импорта (около $1,6 млрд, в основном металлы) пришлось потратить серьезные усилия. А полностью заместить экспорт на Украину, куда шли в основном продукты нашей нефтепереработки, пока еще не удалось. Другими словами, не было бы санкций, не было бы и подобных проблем.

Невзирая на глобальное ухудшение условий внешней торговли, в прошлом году Беларусь экспортировала товары и услуги в 160 стран мира

Почти 15% нашего экспорта в 2021 году шло в Польшу, Германию, Нидерланды, также в основном в виде продуктов нефтепереработки. Есть ли эти «недружественные страны» в числе наших сегодняшних «внешнеторговых партнеров», неясно (данных Нацстат не дает), но думается, что наряду с Украиной их роль сведена для нас к минимуму. Тем не менее на замещение почти $7,4 млрд валютной выручки, которую мы потеряли на «западном фронте», стране также необходимы и силы, и время. Одномоментно такое не решить.

Кстати, про нефть. Когда-то (2020-й) основными добытчиками валюты в стране были производители удобрений (на них приходилось порядка 10% всего стоимостного объема экспорта страны), переработчики нефти (их доля в общем объеме экспорта товаров составляла 9,5%) и производители мяса и молока, доля которых в общей валютной выручке равнялась 8,2% и 2,8%.

Санкции
Рисунок Антона Островского

А по итогу 2023 года белорусский экспорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья превысил $8 млрд, что составило более 20% всего нашего экспорта! При том, что доля нефтепродуктов и удобрений в экспорте радикально снизилась. Но это совершенно не значит, что нефтепереработчики и калийщики хорошо работали тогда, а сейчас — плохо работают.

Вообще, суть происходящих в мире событий, связанных с санкциями и контрсанкциями, настолько трансформировала сегодня наше представление об окружающей действительности, что мы, живя буквально в «эпицентре» санкций, перестали их воспринимать. При том, что санкции реально оказывают на нас свое влияние. Самый хороший пример — строительный сектор.

В Беларуси последние два года настоящий бум на количество сделок с недвижимостью. В то время как строительный сектор Европы, США и даже Китая схлопывается, в Беларуси он растет на 110% два года подряд. Но не было бы санкций, не было бы, кажется, и строительного бума. Как так получается? Ларчик открывается просто.

Лет 10-12 назад валютные вклады в белорусских банках имели доходность 7,5–8% годовых. А сегодня, в условиях «дедолларизации» экономики (некоторые скажут, недостатка валютной выручки), ставки по валютным депозитам в белорусских банках ушли в ноль, чем, собственно, и был спровоцирован ажиотажный спрос на рынке недвижимости. Вопрос там даже не стоял, в чем выгоднее сберегать накопления — в «квадратах» или в депозитах. Потому что в валютных депозитах выгоды не было никакой. Люди начали валюту направлять на покупку квартир (без разницы — с целью последующей перепродажи, для сдачи внаем и т. д.). За счет чего был серьезно замещен приток внешних инвестиций. Нацбанк и Минфин, кажется, сработали очень неплохо, тем более что доля валютных депозитов в банках продолжает снижаться; на пару лет «строительного бума» их еще хватит.

А Минэкономики, напротив, сработало, кажется, не очень хорошо, подготовив проект Указа №326 (19.10.2023), который — упрощенно — заблокировал переход права собственности по акту приема-передачи в БРТИ, т. к. среди учредителей некоторых застройщиков оказались граждане из недружественных государств. Тысячи людей, полностью рассчитавшись за квартиру, по факту так и не стали ее собственниками. Получилось некрасиво: в условиях внешних вызовов, когда требуется максимальная консолидация всего общества, появляются нормативные акты, вызывающие  раздражение и даже злость.

Могло подобное произойти вне санкционной и контрсанкционной политики? Конечно же, нет.

То есть прямо и косвенно санкции постоянно оказывают на каждого из нас свое влияние — от отсутствия многих привычных в прошлом брендов на магазинных полках до перекрытых маршрутов для авиалайнеров. Что уж тут говорить про предприятия, которым приходится ужом изворачиваться, дабы остаться на плаву. Ведь это только на словах «смена логистических маршрутов» выглядит красиво. На деле такая смена логистики — это почти всегда рост цен на товары (как на потребительские, так и на промышленные). А рост цен всегда чреват падением продаж.

Но, судя по тому, как на фоне общемировых трендов, разворачивается экономика Беларуси, мы выживем. А Запад — нет…

Белорусы всегда замечательно работали. И в прошлом, и в настоящем. Но в нынешних условиях надо работать еще лучше. Санкциям вопреки. А не благодаря им.  

ГУ" Березинский районный центр по обеспечению деятельности бюджетных организаций"
Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59