Меню

Найдет ли Германия средства на обновление инфраструктуры?

Германия энергетика
Фото: из открытых источников

В обновление инфраструктуры Германии необходимо вложить сотни миллиардов евро. Этот вопрос не терпит отлагательств, поскольку железнодорожное полотно, хваленые немецкие автобаны, автомобильные и железнодорожные мосты и линии электропередачи давно нуждаются в модернизации. В правительстве видят проблему, но не могут найти финансовых средств для ее решения.

Как же подобное могло произойти, ведь германские промышленные гиганты раньше работали с огромной прибылью и отдавали немалые налоговые отчисления в бюджет? Куда все это делось?

Эксперты утверждают, что во всем виноват энергопереход, предусматривающий предписания предприятиям более активно защищать климат. Например, крупнейший химический концерн BASF понес наибольшие убытки именно на своих предприятиях, локализованных дома, на территории Германии. Это произошло потому, что кратно возросли цены на энергоносители. Дело здесь не только в отказе от российского газа, который частично замещен, а в том, что природный газ любого происхождения на германских предприятиях концерна для производства электроэнергии сжигать запретили.

Руководство BASF, надо отдать ему должное, быстро сориентировалось и заранее приобрело доли в капитале энергетических компаний, эксплуатирующих ветровые электростанции, расположенные у побережья Нидерландов. Казалось, что проблема решена, на предприятия концерна начала поступать относительно недорогая электроэнергия, но в начале этого года немецкие операторы электросетей в два раза повысили цены на использование своих линий электропередачи, мотивируя это тем, что им необходимо модернизировать и строить новые линии за свой счет, потому что инвестиций со стороны государства ожидать не стоит. Бюджетные деньги, которые федеральное правительство ранее планировало направить на расширение энергетической инфраструктуры, буквально уплыли после того, как конституционный суд страны запретил расширять бюджетные фонды за счет кредитов. Это означает, что цены на транспортировку электроэнергии вырастут еще не раз.

Энергетическая инфраструктура — не последнее слабое место, которое препятствует росту целых отраслей немецкой экономики. Таким же статусом обладают в данный момент транспортная и телекоммуникационная инфраструктуры, в связи с чем ненадежно работает железнодорожный концерн Deutsche Bahn, замедлилось развитие оптоволоконной связи и цифровизация в сфере государственного управления. Правительство может выделить некоторые средства на модернизацию названной инфраструктуры, но их может быть недостаточно.

Таким образом, немецкие власти не располагают средствами, которые могут позволить им разрешить накопившиеся проблемы. Этому мешает и так называемый долговой тормоз, закрепленный в федеральной конституции, запрещающий брать правительству кредиты и увеличивать сумму государственного долга.

Проблема долгового тормоза в последнее время стала ключевой для всех трех участников «светофорной коалиции». Споры между ее участниками даже коснулись федерального бюджета 2025 года. Социал-демократы и «зеленые» выступают за приостановление действия долгового тормоза, а свободные демократы категорически против этого. Это может означать, что бюджетных денег на модернизацию приходящей в негодность инфраструктуры ждать не приходится.

Раз бюджетные инвестиции невозможны, гипотетически можно рассчитывать на вложения со стороны частного капитала. Свободные демократы, выступившие противниками отмены долгового тормоза, предлагают именно такой путь решения проблемы дефицита денег. Федеральный министр транспорта Фолькер Виссинг, представляющий в правительстве СвДП, предлагает создать на протяжении нескольких лет специальный инфраструктурный фонд. Его коллега и однопартиец министр финансов Кристиан Линднер в недавнем интервью вышел с предложением привлечь к инвестированию инфраструктурных проектов страховые компании, оперирующие значительными средствами.

В двух предложениях есть серьезная проблема: частный капитал будет вкладываться в любые проекты только в том случае, если в перспективе будет маячить существенная и быстрая доходность. Каким образом можно извлечь доход из обновленных мостов и автобанов, — очень серьезный вопрос.

Придут ли инвестиции в модернизацию инфраструктуры ФРГ, — такой же болезненный вопрос, ответа на который пока нет.

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59