19°
Меню

Танчики и танкисты. Как онлайн-игры готовят предателей и диверсантов

игры
Фото: карикатура "МП", из открытых источников

В том, что мир сходит с ума, во многом виноваты… компьютерные игры. Несколько лет рядом с нами война, туда идут ребята и мужчины из братской и родной нам России, так что это не тема для шуток. А вот относительно недавно мы про это именно шутили — многие женщины, которым за 30, вспомнят, как мужья уходили «на фронт».

Имелось в виду, что приличный вроде мужчина, с женой и детьми, утыкался на выходных в компьютер, потому что он, видите ли, танкист, и ему вместе с другими такими же танкистами нужно обязательно захватить виртуальный Берлин. Это было смешно, если со стороны, и совсем не смешно, если жена такого «танкиста» — вы.

Время идет, суть остается

Один из самых удивительных комментариев, который можно найти в чатах сбежавших из Беларуси от уголовного преследования участников попытки госпереворота в Беларуси 2020-го, звучит как-то так: «Да, конечно, уровень жизни у меня в Литве (в Польше) упал раза в два, жить стало хуже и тяжелее: и мне, и жене, и детям тяжело адаптироваться. Но зато никто меня не посадит в тюрьму за комментарий в интернете».

Для начала, за комментарий в интернете сегодня сажают в тюрьму совершенно везде на планете. Разница лишь в том, за какой именно комментарий вам грозит срок. В Беларуси все понятно: есть перечень экстремистских ресурсов, где априори нельзя ничего комментировать, и есть понятный закон, что нельзя комментировать: призывать к акциям гражданского неповиновения, оскорблять должностных лиц, угрожать иным гражданам и так далее. Электоральное большинство в стране не просто принимает эти правила, но еще и горячо поддерживает. Относиться к правилам можно, как угодно, но соблюдать их нужно — иначе будет наказание, также прописанное в правилах. 

В демократиях же вы можете попасть в тюрьму за набор комментариев куда шире. Там тоже нельзя призывать к протестам и ругаться на чиновников, но попробуйте вы в Британии или Франции написать, что вам, например, некомфортно в автобусе, полном мусульман, или что вы чуточку переживаете в районах, где в основном живут темнокожие мигранты, — вас быстро упакуют за несоблюдение либеральной повестки, хотя ничего агрессивного вы не написали. Вы не можете там сказать «я не люблю негров» — с той точки зрения, что вы их не ненавидите, а у вас просто отсутствует к ним любовь, то есть вы равнодушны. Но это вас не спасет — равнодушным быть нельзя, потому что диктаторские демократии заставляют сегодня любить то, что сказано. Это пройдет, и, кажется, скоро, но пока — люби или тюрьма.

Но вообще в мысли о том, что жить, конечно, стало в самоизгнании хуже, зато якобы можно безопасно написать комментарий — человеческая трагедия. Люди по всему миру готовы отказаться от комфорта в реальной жизни, забрать часть благ у своей семьи ради того, чтобы писать комментарии в интернете, где их прочитают и, по возможности, отлайкают неизвестные этому человеку граждане. Виртуальное одобрение важнее комфорта реальной жизни — это катастрофа, навязанная нам теми, кто столетиями специализируется на создании катастроф. Используя для этого разные инструменты.

Один из инструментов — компьютерные игры

Почему они — вселенское зло? Первая и самая очевидная причина: пока человечек играется, он не учится, не постигает новые знания, не совершенствуется в профессии, не вкладывается в работе на текущей должности и не вырастет для должности новой. То есть чем дольше человек за компьютером, тем больше он дурак. Дальше включается недовольство от осознания своей недалекости, но не в ту сторону: десять лет провоевавший за компьютером гражданин к условно 40 годам понимает, что жизнь у него ушла куда-то вниз, но это, конечно, не он виноват в этом. А виноват вроде как начальник, гендиректор, мэр, правительство и президент. Вот если все они будут новые и какие-то более правильные что ли — тогда у него жизнь будет хорошая, а пока плохая. И в перерывах между сессиями в интернет-битвах этот вояка ходит на протесты — тоже повоевать.

Вообще самая тонкая работа влияния на массовое сознание заключается в том, чтобы создавать социальное недовольство. Все революции делаются именно так — сначала воспитывается недовольство электората, затем указывается якобы причина этого недовольства, то есть действующая власть в стране. После предлагается решение – выходите и убирайте причину вашего недовольства.

Схема стара как мир, но работать будет всегда

Потому что играет она на нежелании людей признавать собственные ошибки и недоработки и предлагает переложить проблемы на кого-то или что-то другое. А так хотят делать больше или меньше — приблизительно все.

Один из таких тонких инструментов как раз содержится в компьютерных играх. Вы загружаете игру и можете стать королем мира. Или знаменитым футбольным тренером, победителем чемпионатов Европы и мира. Или спасителем Вселенной, который голыми руками задушил всех драконов. Или в одиночку защитить целую страну от вторжения инопланетных чудищ, причем сделать это с пистолетом Макарова. И, конечно же, танчики, где вы начинаете юнцом, но за годы компьютерных баталий становитесь великим полководцем и уважаемым воином, о чем вам твердят такие же реальные, хоть и чаще всего лично вам не знакомые интернет-бойцы.

И чем выше вы поднимаетесь по этой геймерской лестнице успеха, тем сильнее это вступает в конфликт с успехами в реальной жизни. Вот вы специалист по несложным задачам с низкой зарплатой, но, если постараетесь, станете через год менеджером среднего звена, тоже по несложным вопросам, но с зарплатой приличнее.

Но стараться и вкалывать — это долго и нудно

А включил компьютер — это весело и героически. Пока у вас самый дешевый танк и в бою вы держитесь пару минут, то есть где-то на самом дне иерархии сетевых танкистов ваш реальный и виртуальный уровень совпадает — и там, и там безнадега. Но вот через месяц вы уже боец более опытный — а в реально жизни вы такой же планктон. Затем внутренний конфликт начинает нарастать: в танках у вас уже техника солиднее, важность растет — а в жизни вы тот же планктон. Вот у вас уже взвод в интернете — а в жизни вы планктон. Вот уже вы дивизией командуете, у вас медали и звание — а в жизни вы снова планктон. И, наконец, в игре вы генерал армии, а в жизни — такой же офисный планктон. 

И человек начинает ненавидеть свою реальную жизнь, потому что она в сравнении с виртуальной стала гораздо хуже, хоть и в реальной жизни не произошло ровным счетом никаких изменений. Злость на работу, на коллег, на начальство, на власть, на кого угодно, только не на себя, накапливается. А потом раз, и кто-то вам предлагает совместными усилиями улучшить реальную жизнь, подняв ее до уровня виртуальной. Нужно всего лишь снести действующую власть, чтобы пришел кто-то новый — и он или она обязательно сделают лучше для всех. И можно будет дальше играть в свои танки, но уже без внутреннего конфликта.

Иллюзия обмана… 

А дальше таким сетевым воякам предлагают еще и то, что они хорошо умеют и даже любят, — интернет-игру. В которой нужно быть диверсантом и писать комментарии на вражеской территории; разведчиком быть, фотографируя что-то и отправляя это экстремистам; можно даже стать генералом и в телеграм командовать диверсантами и разведчиками! Те же танки, только уже ближе к реальности. 

И это ведь куда веселее, чем добиваться успеха в работе. А еще в этой игре обещают результат быстрый: пару недель, в худшем случае месяцев, и произойдет якобы захват вражеской базы. И сотни мужчин и женщин включаются в эту игру. А потом винят весь мир, но не себя, в том, что власть их переиграла и призвала к ответственности. 

Главная проблема заключается в том, что настоящая игра — не та, в которую играют люди. А та, в которой играют людьми, играющими в игры.

И в ней проигравшими оказываются даже сетевые генералы армии. Точнее, в ней генералы интернет-войск проигрывают первыми — и больнее всего.

Сетевых командиров с этого с поля боя выносят пачками с напрочь «пробитой» головой…

Виртуальные герои
Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59