«Прислали президента из-за границы — и все рассыпалось» — латыш о том, как разваливали страну
Соломон Бернштейн — блогер из Латвии, ставший известным благодаря своим видео в интернете на политические темы. В роликах, набирающих множество просмотров, он критикует латвийское правительство, осуждает снос советских памятников и реабилитацию нацизма.
Недавно Соломон переехал в Минск. Он согласился встретиться с нами, чтобы пообщаться на актуальные темы. Что думает блогер по поводу жизни в Прибалтике, почему он подвергся гонениям в своей стране и чем его восхищает Беларусь. Об этом и не только — в эксклюзивном материале «МП».
— Соломон, расскажите о себе. Вам ведь довелось стать свидетелем многих поворотных событий…
— Я родился в 1983 году, всю жизнь прожил в Латвии. И моя юность пришлась на эпоху перемен. В 90-х был свидетелем борьбы за Советский Союз, истории рижского ОМОНа, штурма телебашни в Вильнюсе…
Потом к нам заявился капитализм. И до определенного момента в Латвии все было нормально. Но в 1998 году нам прислали первого президента из-за границы — Вайру Вике-Фрейбергу, которая имела канадский паспорт. Это, кстати, было нарушением латвийской Конституции. Однако на данный факт поначалу внимания никто не обратил. Как говорится, у народа короткая память, когда пузо полное. И тогда Латвию втянули в Евросоюз. Изначально было прикольно, особенно когда ты садишься в автобус в Риге, а выходишь в Берлине… Потом страну включили в состав НАТО. Но если за Евросоюз еще кто-то голосовал, то за альянс — нет. Это было как бы по умолчанию. К тому времени я стал взрослее, начал анализировать ситуацию.
Неприязнь к русским
— Поэтому вы решили завести аккаунт в TikTok и делиться с аудиторией своим мнением?
— История никогда не была моей сильной стороной. Но в какой-то момент я погрузился в нее, начал изучать. За 15 лет нашел много интересной информации. А в прошлом году начал записывать ролики в интернете. Раньше я к ТикТоку относился нейтрально. Знал, что это ресурс, где представлены видео пользователей, там танцуют, поют… А потом выяснилось, что это достаточно сильная медийная платформа.
Мой первый ролик за полтора дня собрал 10 тысяч просмотров. А первую тысячу подписчиков я приобрел за три дня. Мне писали в комментариях: «Как классно! Давай еще!». А мне было что сказать. Изначально стал пилить ролики на тему национализма и несправедливого мироустройства, которое укрепилось после развала СССР. Потому что Советский Союз я считаю достаточно справедливой системой. Даже при том, что на протяжении 70 лет своего существования это было не одно государство. Менялись Конституция, идеология.
И пока я говорил на эти темы, особого внимания ко мне спецслужбы не проявляли. А потом стал проводить параллели. Сделал акцент на том, что, пока у нас были местные национальные лидеры (тот же президент Валдис Затлерс), все было в порядке, но, когда прислали президента из-за границы — все начало сыпаться.
Наткнулся на интересные факты. Нынешний президент Латвии Эгилс Левитс имеет паспорт Германии, а премьер-министр Кришьянис Кариньш — паспорт США. Мне это, мягко говоря, кажется странным. Да, у обоих есть и латвийские паспорта — они этнические латыши. Их родители бежали из страны, когда в 1945-м нацисты проиграли.
Я решил поделиться найденной информацией с подписчиками. И тогда ко мне пришли латвийские службы госбезопасности. Сказали, что надо это дело заканчивать.
— Не испугались?
— Выслушал их и продолжил свое дело. Я моряк, мне в этом смысле проще. Работал коком на суднах, уходил в рейсы…
Потом у нас в стране снесли памятник воинам-освободителям. Я подумал: ну не бывает же так, чтобы на пустом месте возникла бешеная ненависть к русскоязычным, к тем, кто не принадлежит к этническим латышам. Снова начал копать информацию и обнаружил то, что мне не понравилось… После этого в мой дом пришли уже с обыском. Благо я был в рейсе. Свидетелем всего стал отец. Тогда у меня изъяли много редкой литературы, которую тяжело достать в современных реалиях.
Я понял, что возвращаться в Латвию уже не стоит. Товарищ, с которым консультировался по юридическим вопросам, сказал, что своими роликами и комментариями я «наговорил» на 5-7 лет общего режима.
Ведь я откровенно отрицаю советскую оккупацию Латвии. Большая часть людей, на мой взгляд, хотела вступления в СССР. Не хотел кто? Те, у кого была промышленность.
У нас, в Латвии, оказывается, есть комиссия по подсчету ущерба и убытков от «советской оккупации». Причем она существует за счет налогоплательщиков. Мало того, эти люди еще и книжки издают. Одна так и называется — «Экономика Латвии до оккупации и после». Там черным по белому написано, что латвийское правительство в таком-то году приняло ряд законов, в соответствии с которыми налоги не надо было платить, если ты ведешь коммерческую деятельность. Главное — не продавай предприятие три года. И ни слова об улучшении качества жизни трудящихся, о том, что выручку нужно оставлять внутри страны и направлять деньги на развитие последней. Просто привози сырье — и тебе на местном предприятии, загрязняя окружающую экологию, из него что-то сделают. А дальше увози все куда хочешь. Вот такие законы. Либералы кричат, что это отлично, ведь экономика росла. Они не понимают, что их использовали в своих целях.
Плевок в историю
— У ваших роликов множество просмотров. Наверняка, кроме положительной оценки, есть и критика. Что говорят хейтеры?
— Что я вру, пытаюсь очернить людей, которых представляю в своих видео. Мол, я проплаченный пропагандист, агитатор. Они просто не понимают, что я убежденный коммунист сталинского толку.
— В своих видео вы много говорите про нацизм в Латвии. Вопрос стоит так остро?
— У нас даже есть такая негосударственная некоммерческая организация «Даугавас Ванаги» («Ястребы Даугавы»). Ее основали легионеры в Бельгии в 1945 году в лагере для военнопленных. Для меня вообще удивительно, что легионы не были признаны преступными организациями. Понимаю, что США и Англия сильно давили, чтобы их не признавали, и нашли ряд формальных поводов.
До 1943 года Германия не хотела давать местному населению оружие в руки, пока не произошел Сталинград. Ведь Гитлер планировал взять Советский Союз за 5 месяцев — и сначала для него все складывалось неплохо. Потом фашисты уперлись в Сталинград — и их погнали вонючей тряпкой обратно. И всем стало понятно, что это финиш. Тогда стали вооружать местное население. Начался добровольный призыв в воинское формирование.
— Нынешний снос памятников в Латвии — это что?
— Это реваншизм чистой воды.
Развал по всем фронтам
— Давайте поговорим о Латвии сегодняшней. Промышленность в стране, по сути, уничтожена. И такая ситуация характерна для других отраслей…
— Если до этого в Латвии поголовье скота было одним из самых крупных в Прибалтике, то теперь его нет вообще. Разве что кто-нибудь из частников держит коровку, курочек… Едешь на электричке в сторону населенного пункта Царникава и видишь один пустой коровник, потом второй — такой же, третий… Строения ветшают, разваливаются. Вообще ничего нет. Все торговые сети в Латвии — иностранные. Есть одна наша, небольшая, но там не торгуют отечественными товарами, потому что их нет. Да, у нас в стране что-то производится, но капитал иностранный, сырье зачастую тоже. Латвия, по сути, сборочный конвейер товаров для местного потребления. А цены какие! У нас есть компания, сохранившаяся с советских времен: фабрика «Лайма». Она давно принадлежит скандинавскому пищевому концерну. И коробка конфет этой фабрики в Риге практически в два раза дороже, чем в Англии.
Таким же образом у нас было уничтожено четыре сахарных завода, предприятие «Лиепайский металлург». При полном отсутствии ресурсов функционировало свое металлургическое предприятие. Принимало заказы, делало формы, корпуса. А теперь — все! Ничего нет.
У меня в районе действовали судостроительный и судоремонтный заводы, два рыболовецких порта и фабрика «Кайя». Последняя еще кое-как существует, но опять же — владелец иностранный. От былого величия остался только дым. Дороги тоже разваливаются.
Я считаю, что ваш Президент, Александр Григорьевич Лукашенко, правильно сделал, когда отменил Закон о приватизации госимущества. Потому что я вижу, к чему это приводит.
— Получается, в Латвии все рушится, а нового ничего не создается…
— Именно так. У нас 75% предприятий — сфера обслуживания. И банковский сектор в их числе — оказывают финансовые услуги. Своих банков в стране не существует. Они у нас скандинавские и один американский. И делают там что хотят. Захотели — открыли тебе счет, не захотели — не открыли. У нас была такая ситуация: девушка написала заявление — отказали. А потом ей внезапно стали приходить квитанции за обслуживание счета. То есть, как оказалось, его в итоге открыли — и клиент остался должен за то, что не оплачивал обслуживание.
Кровавый беспредел
— Вам не печально от того, что вынуждены были уехать из своей страны?
— Честно говоря, нет. Вы просто не знаете местное население. У него, как и у западного украинца, логика такая: пускай у меня корова не доится, зато у соседа — сдохла.
Давайте вернемся к истории. В 1939-1940 годах в Латвии было примерно два миллиона жителей. Из них этнических латышей — около половины. Из этого условного миллиона третью часть составляли женщины, треть — дети и треть — мужчины. И треть из последних — нетрудоспособные пожилые люди. То есть в итоге остается около 200 тысяч трудоспособного мужского населения. И они умудрились собрать 150 тысяч в легион! Это как? Грубо говоря, все трудоспособное мужское население ушло воевать. Сейчас они кричат, что нет, туда всех пушками гнали… Ребята, это так и называется: Латышский добровольческий легион СС! Есть соответствующие документы. Даже заключение Красного Креста, что люди шли туда добровольно. И давайте вспомним того же Импулявичюса — «Минского Мясника». Каратели его батальона уничтожили порядка 44 тысяч белорусов. На моем канале опубликован об этом ролик. Я очень хочу проехаться по Беларуси. Побывать в приграничной зоне, где они сожгли более 300 деревень, а более 150 — уничтожили вместе с людьми. В своем видео я спрашиваю: они боролись за независимость своих стран? Но расскажите тогда, как связан геноцид этнических белорусов и евреев и независимость Латвии? Я не понимаю.
— Почему вы решили переехать именно в Беларусь? Наверняка, в Латвии не ожидали от вас такого шага…
— Беларусь я знаю уже достаточно давно. И здесь у меня хватает знакомых. Конечно, многих я потерял, после того как начал вести свой канал. Оказалось, среди них были бчбэшники, а им я сразу сказал, что они идиоты. Они не понимают, что творят, за что воюют. Мне довелось поработать в одной компании с беглым белорусом. У него на шее — огромная татуировка с бело-красно-белым флагом. И когда дело дошло до разговоров, то его основная претензия к белорусскому руководству была такой: «Наш Президент долго у власти». Прости меня, но Ангела Меркель 18 лет сидела в кресле канцлера, и никого это не смущало. Королевский дом Великобритании вообще никто сдвинуть не может, потому что это монархия! И надо понимать, что из 24 стран Евросоюза минимум 11 — это монархия или княжество. И это нормально. Это демократия! А тут человек, белорусский Президент, защищает внутренние интересы своей страны. Беларуси не коснулась сумасшедшая «прихватизация», когда предприятие забирал себе иностранный собственник. Рассмотрим на условном примере. Я — владелец завода «Фольксваген». А в Латвии производится микроавтобус РАФ — прямой конкурент «Фольксвагена» Транспортера. Открыта приватизация. Я покупаю завод. И, получается, по закону имею право сделать с ним все, что захочу. Уничтожить. Или продать станки. У нас таким образом уничтожили всю промышленность.
БЧБ-безумие
— А давайте сравним жизнь в Минске и Риге. На что первым делом обращаешь внимание?
— У меня даже был такой ролик. В Минске — чисто, на улице нет множества попрошаек и бомжей, наркоманов. Да, непривычно, что мусорных урн мало. У нас они на каждом шагу, но все равно мусор валяется вокруг.
Алкоголь и сигареты у вас очень дешевые. Пачка в Латвии стоит 12 ваших рублей. А в Ирландии она будет 14 евро — 48 рублей.
Вот сколько стоит бензин в Минске? 0,90 евро (около двух рублей). Пересекаем границу с Латвией — 1,70 евро (5 рублей) за литр. И у нас не зарабатывают много. Чтобы получить тысячу евро на руки, надо заработать 1700. А потом заплатить налоги. И, во-вторых, чтобы заработать эти деньги, на работе надо жить.
Из минусов пребывания в Минске — проблематично снять жилье. Документов белорусских у меня нет. Приходится снимать квартиры посуточно за 120-130 рублей. И накопленные средства тают.
Я был в Беларуси в 2020 и в 2021 годах, когда у вас произошли акции протеста. Я тогда жил на Цнянке и шел в сторону торгового центра. Помню: бежит толпа, силовики, и я просто отошел в сторону. Меня никто не трогал. Поэтому, когда мне кричали знакомые, что на улице просто так хватали, я говорил, что это неправда. Кстати, недавно выпустил видео из серии «как бы отнеслись белорусы к тому, если бы к власти пришел гражданин Польши». Я постарался показать, чьи интересы прокачивал бы этот человек. Логично, что не местного населения.
Революционеры эти бчбэшные просто не знают, как Александр Григорьевич решил проблемы с криминалом в Беларуси. Я изучал информацию. В 1994 году он пришел к власти, а в 1998-м в стране не осталось уже ни одного криминального авторитета. А раньше через Брест проехать было невозможно. По статистике МВД, каждый день пропадал человек. Теперь же по Минску ходишь спокойно и можешь ни за что не волноваться. Вспоминается ситуация, когда на центральном вокзале Кельна на скамейке лежал пьяный человек. У него кто-то рылся в карманах. Идет полиция. Я им указываю на эту картину, а они: «Будет заявление — будем разбираться».
— Выходит, некоторые белорусы просто не ценят то, что у них есть…
— Тот самый бчбэшник с флагом на шее, который переехал в Латвию, устроился поваром. Мы с ним работали в одном департаменте на пароходе. И сейчас он не может получить паспорт моряка. Ему говорят: езжай в Беларусь, там тебе выдадут документ, мол, у вас есть морская администрация. И всем все равно, никому в Латвии не интересны его проблемы. В Беларуси бы с ним носились, решали бы его вопросы. Государство у вас социально ориентированное.
— Какие у вас планы на будущее?
— Хочу получить белорусский паспорт и работать в вашей стране. Если надо, могу доказать верность Беларуси.