Меню
Голас Любаншчыны

Как испанское правосудие подавляет баскский народ — интервью с адвокатом Колдо Теллиту

испанец
Фото: с сайта NAIZ.EUS. Колдо Теллиту мечтает побывать в Беларуси.

Справедливы ли законы в Испании, как кризис ударил по положению баскских рабочих, можно ли было избежать распада Югославии и почему Западу выгодна ложь в отношении Беларуси? Своими рассуждениями на эти темы поделился адвокат Колдо Теллиту.

Судьи с фашистской идеологией

— Вы построили блестящую адвокатскую карьеру. Каково это — заниматься юриспруденцией в Испании? Что не так со сферой правосудия в стране?

— С раннего возраста я знал, что хочу стать юристом, хочу защищать в суде права трудящихся и политических репрессированных. Я занимаюсь этим уже 25 лет и делаю это до сих пор. Нелегко трудиться в данной сфере деятельности в Испании, особенно в баскской провинции Херрия. Там по-прежнему много судей, придерживающихся фашистской идеологии. И хуже всего то, что они выносят приговоры в соответствии со своим способом ведения судебных разбирательств. Я считаю, что работа адвокатов не пользуется большим уважением ни со стороны судей, особенно на судебных процессах, ни со стороны общества в целом. В значительной части общества уже давно сформировалась американская концепция адвокатуры: требовать от адвоката победы в судебном процессе. Наша работа, стоящая за каждым делом, не ценится. Возможно, только рабочие по-прежнему имеют более тесную связь с адвокатом и ценят его вклад в защиту справедливости.

— В Испании закон един для всех? Как вы оцениваете коррупционные скандалы в высших эшелонах испанской политики? 

— Я не верю, что закон един для всех. Такого нет ни в одной стране капиталистический Европы. И испанское государство не является исключением. Коррупция — это естественная, а не эпизодическая форма испанского капиталистического государства, обусловленная именно его капиталистическим развитием. Государство в конечном итоге становится трофеем, и партии, которые управляют им после победы на выборах, часто используют его в своих интересах с помощью различных коррупционных схем. Чтобы искоренить коррупцию, потребуется глубокий пересмотр основ политической системы Испании. Для членов королевской семьи коррупция была даже чем-то характерным, присущим их статусу конституционной привилегии и неприкосновенности.

Борьба продолжается

— Долгое время вы состоите в профсоюзе. Каково положение баскских рабочих? Что вы можете сказать о трудовых правах в Испании?

— Я вступил в профсоюз в разгар промышленной конверсии, которая в конечном итоге привела к беспрецедентному уровню безработицы и отсутствию социальной защиты широких слоев общества в баскской провинции Херрия. Мобилизация баскского рабочего класса перед лицом этой ситуации была решительной. Рабочим удалось спасти некоторые фабрики, продлить жизнь нескольким секторам, обреченным на закрытие, и даже добиться хорошего вознаграждения для людей, пострадавших от кадровых перестановок или закрытия отраслей. Рабочий класс пережил тяжелые времена, но они позволили мобилизовать широкие слои общества.

Сейчас состав рабочего класса сильно изменился, удельный вес промышленности и крупных предприятий сократился вдвое, и это оказало свое влияние как на трудовые права, так и на реакцию профсоюзов на нападения капитала. Капиталу удалось «нормализовать» чрезмерную эксплуатацию рабочей силы, нестабильность, нежелательные или краткосрочные контракты, которые были немыслимы в прошлом веке. Права трудящихся были урезаны. Отраслевые и корпоративные трудовые договоры стали основными инструментами обеспечения прав трудящихся и их борьбы.

Чему учат в школе

–— Расскажите о системе образования в Испании. С какими трудностями столкнулась Ассоциация баскских школ и колледжей, которую вы возглавляли?

— Баскские школы возникли во времена франкизма с секретной целью восстановления баскского языка и баскской культуры, создания собственной образовательной системы за пределами франкистского государства и церкви. Баскские школы стали создаваться в деревнях. Их характерная черта — самоуправление при непосредственном участии родителей, учителей и учащихся. Мы стали ориентироваться на уникальную баскскую учебную программу. Мы хотим обучать детей на баскском языке, стремимся и к тому, чтобы они владели несколькими языками, были способны принимать самостоятельные решения. У школ есть собственная Ассоциация. Ее цель — разработать свою уникальную образовательную модель и помочь каждой школе создать свои конкретные проекты. Также наша Ассоциация вносит вклад в развитие и популяризацию баскского языка, мы добивались признания нашей образовательной программы, отличающейся от государственной и частной. Благодаря ярко выраженному социальному характеру, участию в социальной экономике, наши школы, учащиеся которых разделяют цели государства всеобщего благосостояния в образовании, должны быть признаны государством. И, следовательно, им и финансироваться.

Развал Югославии

— Вы написали книгу о социалистической Югославии. Что вас побудило к ее написанию?

— Основная причина — непонимание и незнание моими соотечественниками опыта социалистического самоуправления в Югославии. Я много раз ездил в эту страну. И бывал там после ее расчленения. Я рассказываю об этих поездках, что дал стране социализм, много пишу о партизанах. Это трезвый взгляд на Югославию через призму политики, а не просто путеводитель по музеям и памятникам. Югославский социализм был основан на пролетарском самоуправлении. Предприятия, даже будучи собственностью государства, управлялись рабочими. Собственность на средства производства принадлежала не частным лицам, а всему обществу. В отличие от Советского Союза, в Югославии планирование было не централизованным, а целенаправленным. Государство установило ряд основных принципов, на основе которых предприятиям была предоставлена широкая свобода в принятии решений.

Колдо Теллиту родом из Страны Басков. 14 лет он проработал на посту президента Ассоциации школ и колледжей Испании, объединяющей более 60 учреждений образования. Член профсоюза, изучал право и стал практикующим юристом. Написал книгу о социализме в Югославии: «Моя Югославия, такая непонятая».

— Каковы основные причины развала Югославии? Можно ли было этого избежать?

— Я пережил новость о развале этой страны с тоской и смятением и не думал, что это закончится войной. Основные причины развала Югославии — внешние, в первую очередь сильное давление со стороны крупных международных кредитных организаций. Они навязали стране жесткие условия продления долга: потребовали от нее демонтажа самоуправляемых предприятий. В Югославии был настоящий экономический кризис, но страны ЕС и североамериканский империализм спровоцировали его разрастание и серьезные социальные проблемы. Стало реальным то, что сейчас называется «новым мировым порядком». Что касается внутренних проблем, то радикальная конфедерация Югославии вызвала обратный путь к независимости ее республик. Это привело к недовольству югославской идеей и фактическому разделу государства между республиками. При этом элиты каждой из них находились в постоянном споре между собой за получение большей власти для своих республик, особенно когда экономический кризис усугублялся. Он изменил отношения между югославскими республиками, все они искали легитимации на разных уровнях и, помимо национальной сферы, нуждались в экономической. 

Другие причины были связаны с самоуправлением. Начался процесс коммерциализации, с каждым днем все более важными становились конкуренция между компаниями и их прибыльность. 

Можно ли было избежать развала Югославии? Избежать его было бы очень сложно. Тем более что некоторые из республик с самого начала были заинтересованы в контроле за приватизацией югославских экономических структур в своих интересах. Они также стремились вовлечь свои новые государства в европейское строительство и глобализацию.

— Что сохранилось от Югославии в новых республиках? Есть ли шанс, что они вернутся к социализму в новой, федеративной Югославии?

— Переход к капитализму, за исключением Словении, не был простым ни в одном из новых государств, возникших в результате распада Югославии. Это заставило часть населения по-прежнему оглядываться на прошлое, сожалеть о том, что они потеряли, и вспоминать старые времена, когда существовали те социальные гарантии и уровень жизни, которые обеспечивало государство. «Югоностальгии» еще предстоит пройти долгий путь в политическом плане, она не может ограничиваться критикой нынешних властей в противовес идеализированному образу бывшей Югославии.  Сейчас, например, у народа живой интерес к музыке, литературе, архитектуре, культуре, гастрономии или праздникам, которые были характерны для югославских времен. И это явление активно распространяется среди молодого населения. В последнее время активизируются народные движения за возрождение коммунистической идеи и антифашизма, сохранение югославского национального самосознания и укрепление югославской общины в бывших республиках. Они чувствуют себя наследниками ценностей социалистической Югославии и партизанской борьбы, из которой возникло такое государство.

— Что вы думаете о Беларуси? Как вы рассматриваете систему этой страны в условиях санкций и блокады Евросоюза?

— На Западе людям трудно сформировать правильное представление о Беларуси. Западные СМИ внесли свой вклад в создание сильно искаженного образа этой страны. Они сформировали манихейский взгляд на украинскую войну, в которой якобы русские и белорусы выступают единственными палачами, а остальные жертвами. Военная политика западных союзников нуждается в том, чтобы их аудитория получала единое мнение СМИ, и чтобы его было легко понять. Для этого нет ничего лучше, чем простой миф об агрессоре и жертве без нюансов. Любая информация, которая выходит за рамки этой схемы, считается опасной: она может сбить с толку общественность и спровоцировать ее задавать вопросы, на которые сложно ответить.

Я считаю, что социальная система Беларуси, унаследованная от той, которая существовала во времена СССР, мощно реагирует на санкции Запада. Поскольку она сохраняет государственную собственность на экономику. Экономические партнерские отношения Беларуси со странами БРИКС позволили не подорвать систему страны, несмотря на санкции. Она остается развитой страной с эффективной системой здравоохранения и очень высокими показателями социального равенства. Я предполагаю, что украинская война, агрессивная политика стран-соседок Польши и Украины в отношении Беларуси нанесли урон ее экономике. Я бы хотел посетить Беларусь и узнать правду о ситуации в этой стране на месте. Как я уже говорил, информация, поступающая к нам через СМИ Евросоюза, сильно сфальсифицирована. И что может быть лучше, чем личный визит в Беларусь?

Автор: Альберт Сантин

ГУ" Березинский районный центр по обеспечению деятельности бюджетных организаций"
Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59