Британские выборы: консерваторы на грани поражения после пятнадцатилетнего правления
4 июля британцы выбирают новый состав Палаты общин, в которой насчитывается 650 депутатов. Опросы показывают, что правящую консервативную партию ждет разгромное поражение. Они могут рассчитывать не более чем на 100 депутатских мандатов, до этих выборов они имели 345. Теперь триумфальное лидерство опросы пророчат находящимся в оппозиции лейбористам, которые могут получить свыше 400 мандатов. И практически никто не сомневается в победе лейбористов. Интрига состоит лишь в том, кто займет второе место. Вторыми могут прийти к финишу избирательной гонки как консерваторы, так и либералы. Что касается правых партий, то они не так популярны в Великобритании, как в Евросоюзе. Именно этим Великобритания пока выбивается из общего европейского политического тренда.
Консерваторы сами вели себя к поражению. Сначала их лидер и премьер-министр Дэвид Кэмерон как бы шутя провел референдум о целесообразности нахождения Соединенного Королевства в Евросоюзе, будучи уверенным, что избиратели ответят «да». Только этого не произошло, и Кэмерон был вынужден незамедлительно подать в отставку. На смену Кэмерону у руля консерваторов стала Тереза Мэй, из которой «железной леди» не получилось, поскольку она не смогла договориться об условиях выхода Великобритании из ЕС и чуть было не проиграла назначенные ей же парламентские выборы.
Затем оказали доверие Борису Джонсону, который на досрочных выборах 2019 года сумел добыть для своей партии 345 мандатов и, казалось, что смог исправить недоработки своей предшественницы Терезы Мэй, договорившись с Евросоюзом о выходе, но на условиях, которые были не выгодны для Великобритании.
А потом грянул ковид и локдаун, во время которого премьер-министр Борис Джонсон позволил себе вечеринки с «вином и сыром» в правительственной резиденции со своими коллегами-министрами, о которых врал в парламенте. Британцы посчитали, что консерваторы поступают неправильно, ибо для них, находящихся у власти, не действуют правила, распространяющиеся для всех остальных. Руководство консервативной партии после продолжительных колебаний все же принесло в жертву разгневанному электорату лохматую голову премьер-министра Джонсона, но прогадало, доверив пост своего лидера и главы правительства Лиз Трасс, также примерявшей на себя доспехи «железной леди».
Только ей удалось отметиться на посту премьера всего-навсего 49 дней, за которые она чуть не уничтожила всю пенсионную систему Великобритании, а заодно и государственную казну.
Тушить пожар доверили бывшему канцлеру казначейства Риши Сунаку, который весной 2022 года врал согражданам по поводу закрытых вечеринок в правительственной резиденции также, как и его патрон Борис Джонсон, а летом того же года после неоднократных клятв в верности нанес вероломный удар своему шефу, выйдя из состава правительства. Риши Сунаку, в принципе, пришлось отвечать за грехи своих предшественников на посту премьер-министра, но сделать это убедительно он так и не смог.
За последние пять лет доходы британцев не росли, а сокращались, что было характерно для первого послевоенного десятилетия, когда Великобритания оправлялась от последствий Второй мировой войны. Вместе с этим растут цены на жилье и коммунальные услуги, которые являются самыми высокими в Европе. Общественный транспорт также дорогой, но все равно ходит с перебоями. Государственное здравоохранение бесплатное, но осмотра в приемной отделении нужно ждать несколько часов, а плановую операцию в государственной клинике — несколько месяцев или даже лет.
Выход из состава Евросоюза — до сих пор так и не ясно, это достижение консерваторов или провал. Брексит обрушил объёмы торговли со странами ЕС, сократил ассортимент товаров внутри Соединенного Королевства, одновременно повысив цены на товары из Европы. Но самое главное, — брексит обострил проблему иммиграции, которая выросла благодаря политике консерваторов, которые надеялись заменить после выхода из Евросоюза в своей стране европейскую рабочую силу на азиатскую и африканскую.
Итог почти пятнадцатилетнего непрерывного правления консерваторов — полный дисбаланс экономики, отсутствие денег в казне и государственных социальных фондах, практически полный износ инфраструктуры, стареющее население и мигранты, абсолютно не стремящиеся интегрироваться в британское общество. Плюс ко всему этому — полная неопределенность и неуверенность в будущем.
В подобной ситуации пришедшим к власти по итогам нынешних выборов лейбористам будет непросто. Если же и они хотя бы частично не исправят или еще больше усугубят ситуацию, то на следующих выборах не исключена победа крайне правых из Reform UK Найджела Фараджа, апологета брексита, без идей которого нынешняя экономическая и политическая ситуация в Великобритании могла бы не возникнуть.