Меню
Мядельский райисполком

Какими были автомобили Великой Победы? Собрали уникальные фото

Какими были автомобили Великой Победы? Собрали уникальные фото
Фото: подготовлены автором

В этом году Республика Беларусь отмечает знаменательную дату, которая насквозь пропитана болью, страданиями, надеждой, а также благодарностью к подвигу предков — 80-летие со дня освобождение от немецко-фашистских захватчиков. Юбилей совпал с 79-й годовщиной Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Эти две даты в очередной раз заставляют всех нас задуматься о ценности человеческой жизни.

Победа ковалась не только на фронте, но и в тылу — на фабриках и заводах, в том числе — автомобильных. Помощь разношерстных транспортных средств в разгроме Третьего рейха сложно переоценить — машины доставляли на передовую и захваченные немцами территории боеприпасы и продукты питания, вывозили раненых, транспортировали солдат, помогали восстанавливать дома и дороги, занимались самой тяжелой работой.

Сегодня вспомним пять легендарных машин, которые внесли весомый вклад в освобождении Республики Беларусь и Победу СССР в ВОВ.

ГАЗ-АА

Легендарный и известный каждому советскому человеку грузовик по прозвищу «полуторка».

Автомобиль выпускался с 1932 г. на Нижегородском (позже — Горьковском) заводе и получил такое прозвище из-за своей грузоподъемности — 1.5 тонны. Позднее был переименован в ГАЗ-ММ.

Стал одной из самых массовых машин в СССР — за 18 лет было выпущено около 1 млн «ГАЗиков».

ГАЗ-АА был очень простым, довольно надежным (для того времени) и ремонтопригодным; на базе его узлов и агрегатов строилась самая различная специальная техника — автобусы, заправщики, бронемашины и т.д.

Помимо того, что «полуторка» участвовала в военных операциях, она спасала людей на гражданке — в годы блокады Ленинграда по «Дороге жизни» перевезла сотни тысяч тонн грузов — медикаментов, продовольствия, запчастей, снарядов.

Белоруские шоферы отмечали неприхотливость и высокий уровень проходимости ГАЗ-АА/ММ: часто грузовик проползал там, где немецкая техника застревала.

«Полуторка» осталась в памяти ветеранов ВОВ как преданный 4-колесный друг, которые вывез на себе всю тяжелейшую и трагическую войну.

ЗИС-5

Еще один грузовой автомобиль, который основное время своей «жизни» провел непосредственно на фронте.

Располагал грузоподъемностью 3 тонны и выпускался с 1933 по 1948 г. на Автомобильном заводе имени И.В. Сталина, Ульяновском и Уральском автозаводах.

Также, как и «полуторка», ЗИС-5 стал донором для большого количества разнообразных военных машин. ЗИС-5 был настоящим «трудягой»-тяжеловесом: в модифицированные кузова автомобиля устанавливали радиостанции, заправочные цистерны, пулеметы, аэродромную и инженерную технику, мобильные электростанции, компрессоры, буровые установки, дегазаторы.

На фронте грузовик уважительно называли «Захар Иванович» — солдаты любили его за универсальность, простоту в ремонте и довольно беспроблемный мотор, который трудно было перегреть.

Военная модификация машины могла работать на любом бензине и довольствоваться маслом низкого качества.

Примечательно, что первым автомобилем-носителем легендарной ракетной установки «Катюша» стал грузовик ЗИС-6, построенный на базе «пятерки».

Отечественная война ежедневно испытывала ЗИС-5 и его модификации на прочность. И все тяготы судьбы он с честью преодолел дойдя до Берлина.

ГАЗ-61

Данная легковая модель повышенной проходимости, разработанная конструктором Виталием Грачевым, проектировалась для советских военачальников и выехала на первые испытания в 1939 году. Имела несколько модификаций — легкий тягач, пикап, фаэтон и полноприводный седан ГАЗ 61-73 (первый в СССР, кстати).

Во время войны на ГАЗ-61 ездили маршалы Георгий Жуков, Константин Рокоссовский и Иван Конев.

Автомобиль не отличался комфортом — в нем не было даже печки, но радовал шоферов высокой скоростью на бездорожье, неприхотливостью и простотой в ремонте.

В линейке ГАЗ-61 особо хочется выделить версию ГАЗ-61-417 — легкий артиллерийский тягач. Он уже уже на заводе комплектовался противотанковой 57-миллиметровой пушкой и «служил» под Москвой.

Пройдя все жернова войны, ГАЗ-61 был снят с производства в 1945 году, навсегда оставив след в памяти советских солдат.

ГАЗ-67

Если вышеупомянутый полноприводник был скорее универсальным транспортным средством во время Великой Отечественной, то ГАЗ-67 изначально «затачивали» под тяжелые условия военного бездорожья.

Машина была разработана в 1943 году, а уже через год получила усовершенствованную версию с индексом «Б». Солдаты окрестили машину несколькими веселыми прозвищами — «козел», «газик», «Чапаев», «Иван-Виллис».

ГАЗ-67Б имел максимально упрощенную и кондовую конструкцию, не предполагающую даже наличие открывающихся дверей в кузове. Вместо них наличествовали вырезы в металлических листах, закрываемые брезентом.

На фронте внедорожник Горьковского завода чаще всего использовался в роли артиллерийского тягача и санитарной машины.

«Козлик» выпускался до 1953 года, внес немалый вклад в освобождение Беларуси от фашистов, а после окончания войны ему нашли применение в колхозах, совхозах, геологических службах.

ЗИС-101

Завершая рассказ о пятерке известных машин времен ВОВ, стоит упомянуть и элегантный 7-местный ЗИС, изначально созданный для гражданских нужд.

Несмотря на то, что советский лимузин использовался, преимущественно, для перевозки командования, он сыграл огромную роль в поддержании морального духа солдат Красной армии, освобождающих республики союза от захватчиков — специально для писателя Юрия Нагибина в одной из таких машин в 1942 году была сделана радиорубка и студия звукозаписи, в которой на Волховском фронте оратор записывал мотивационные передачи для ленинградского радио. Записи велись на трофейную немецкую аппаратуру и были частью психологической войны против вермахта.

В годы Великой Отечественной Войны на фронте служили и другие — не менее интересные автомобили; все они, но прежде — их бесстрашные шоферы-механики, помогли нашему народу одержать Победу над чудовищной фашистской машиной. И память о них будет жить в анналах истории вечно! Как бы эту историю сегодня некоторые не пытались переписать…

Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59