Что теперь будет с автопромом Ирана?

Тлеющий между Израилем и Ираном конфликт в последние дни перерос в противостояние.
Иран, живущий под санкциями более 40 лет и приспособившийся к ним, несет сейчас потери, затрагивающие, в том числе, автомобильную промышленность.
Несколько часов назад тегеранское издание Khodro Bank сообщило, что авиаударами израильских военных частично разрушен завод Farda Motors — компании, специализирующейся на производстве автомобилей Forthing для местного рынка. А ведь различных автозаводов в Иране много (не только «Фардовских»), и с учетом того, что МИД государства считает бессмысленными переговоры с противником во время активной фазы конфликта, те тоже могут быть уничтожены или повреждены Израилем.
Туманные перспективы
Наверняка не многие знают, что автомобильная промышленность Ирана активно работает несколько десятков лет, выпускает более 1 млн машин в год, а в производственном процессе задействовано около 25 различных компаний.

Самой известной на постсоветском пространстве иранской автомаркой является Iran Khodro, основанная в 1962 году. Продукция бренда (и относительно простые, и довольно современные легковые модели) экспортируется в различные страны.
Помимо вышеупомянутого вендора, в Иране функционируют и менее известные нам фирмы — Kerman Motor Company, Farda Motors Company (площадка которой повреждена недавно), Bahman Group, Zamyad, SAIPA и другие.

Большая часть из них производит технику по лицензии китайских партнеров (Chery, JAC, Foton, Changan и Dongfeng) и адаптирует ее к местным реалиям. Несмотря на жесточайший санкционный режим, иранцы до недавнего времени довольно охотно покупали не только передовые седаны и кроссоверы, но и архаичные машины, предназначенные для коммерческого использования. Сегодня им уже, к сожалению, не до техники…

В связи со складывающейся на Ближнем Востоке ситуацией сейчас можно обозначить три вектора дальнейшей судьбы автопрома Ирана в среднесрочной перспективе:
- срочный переход полностью на военные рельсы, с почти полным отказом от выпуска гражданских моделей и переоснащением производства в пользу спецтехники для ведения боевых действий;
- уход от сотрудничества со странами, поставляющими машины-доноры и упор на свои, хоть и старые, но дешевые и надежные разработки;
- замораживание производства автомобилей до лучших времен (если они настанут) и закупка готовой необходимой техники у дружественных государств.

Очень хочется верить, что благоразумие, эмпатия и терпение израильских и иранских властей возьмут верх над воинственностью, и не придется хоронить результаты их многолетних трудов…

Рекомендуем

