Ремонт ям сделают через телеграм. Как работает дорожный бот ГАИ
Слава о белорусских дорогах давно покинула пределы нашей страны и прочно обосновалась в ближайшем и не очень зарубежье. Факт: оды им поют не только россияне, но и европейцы. Но все ли так хорошо у нас на самом деле?
Белорусы и дороги
Тема состояния дорог поднимается практически на каждом приеме граждан у любого чиновника. Председатель Минского облисполкома Александр Турчин просьбы об асфальтировании и ямочном ремонте от жителей пристоличья слышит часто. «Хотим ездить по дороге, не боясь угробить машину», — жалуются жители Воложинского и других районов. Благоустроить подъездную дорогу и привести в порядок «каменную» через деревню просят жители Логойщины. «Подсыпка тут не поможет, нам обещали асфальтирование», — сообщают губернатору жители Узденского района.
Сезон активного благоустройства дорог в стране стартовал по весне. В частности, в Минской области масштабная акция по ремонту дорог началась еще в марте и продолжается до сих пор. Вода, мороз и резкие перепады температур — самые страшные враги дорог, хотя дело, конечно, не только в погоде.
Естественно, сделать все и прямо сейчас невозможно, как бы того ни хотели водители. Как невозможно дорожникам и чиновникам пристально и ежедневно контролировать состояние дорожного полотна повсеместно. Ведь совершенно не факт, что «вот о той яме» на вашей улице или в вашей деревне известно тому, кто ее должен засыпать.
Бот ГАИ
Выход из ситуации нашли в Госавтоинспекции. Стражами дорог был создан виртуальный помощник в сервисе «Телеграм», которому можно пожаловаться на состояние дорожного покрытия. Работает @GAI_DOROGI_BOT следующим образом. Регистрируемся, нажимаем «старт», указываем дефект дорожного покрытия, знака, разметки и т. д.; сообщаем о неисправности освещения или других недостатках. Затем обозначаем место, где выявлен недостаток (на республиканской либо местной автодороге, на улице, дворовой территории). Обязательно загружаем фото обнаруженной нами неприятности, указываем область и город, вводим номер и наименование дороги — эту информацию легко уточнить в интернете, а также километр, на котором тот самый дефект приметили. Отправляем запрос.
Эксперимент
Ну, раз уж ГАИ предоставляет такую возможность — нужно попобовать. Живу я в Минском районе — значит буду искать проблему по дороге домой. Вот только, как ни странно, ничего достойного внимания дорожников не обнаружила. Однако в тот вечер дела занесли меня в Колодищи. Что ж, посмотрим здесь… Походящая выбоина, глубиной сантиметров 15, нашлась на улице Скорины и располагалась на проезжей части так, что, разминаясь со встречным авто, не влететь в нее колесом было практически невозможно.
Собственно, я и влетела. Без последствий для резины и диска, но достаточно ощутимо. «Вполне себе подходящая ямка», — решила я. Фотографирую, сохраняю. Она, если честно, не одна на дороге, но остальные по большому счету и ямами назвать нельзя. Так, неровности…
Бот оказался донельзя простым. Никаких сложностей с отправлением фото или указанием места дефекта не возникло, дел-то — на пару минут. Программа выдала мне стандартное: «Ваша заявка успешно зарегистрирована» — и присвоила моей жалобе учетный номер 1053. «Неужели моя ямка будет засыпана лишь после 1052 других ямок? — ужаснулась я. — Тут год ждать надо, не меньше».
Спустя пару дней я, сгорая от любопытства, поехала в Колодищи. Чуда не произошло: ямка была на месте. Неремонтированная.
Все будет, но не сразу
Чтобы в дальнейшем не совершать ненужных поездок в Колодищи, я договорилась о встрече с начальником ГАИ Минского РУВД подполковником милиции Артемом Бобко. Именно на ввереной ему территории находилась «моя» ямка. Встретиться со мной он смог лишь через несколько дней: ГАИ работает без выходных и праздников, коих у всех остальных в первой половине мая было очень много. Люди отдыхали — Госавтоинспекция усиленно работала.
— Может быть, подскажете, как работает система, — поинтересовалась я у Артема Бобко, который все же выделил мне пару минут между проверкой экипажей и разбирательством с водителями грузовиков, упорно ехавшим под знак на улице Советской в Заславле.
— Система работает, не волнуйтесь, — улыбнулся начальник ГАИ, — основная функция чат-бота — помочь привести в порядок уличную сеть, устранить ямы там, где мы их не всегда можем увидеть, а люди могут нам подсказать. Делают фотографию, закидывают на эту платформу. Далее схема такая: граждане оставляют заявки, программа их систематизирует. Что касается Минской области, то все передается в ГАИ УВД Миноблисполкома. Там жалобы разбирают и передают на места. Мы информацию проверяем. Если она подтверждается, передаем дорожникам для устранения. Сроки зависят от объема призводства работ. Вы оставляли жалобу по Минскому району?
— Именно. Поэтому, собственно, к вам и обратилась за комментарием.
— Значит, данные придут в наш отдел. Далее сотрудники свяжутся с дорожниками и переадресуют им заявку. Дорожники устранят дефект и сообщат нам.
— А как узнать, что дефект устранен? Как убедится, что предоставленная мной информация передана дорожным службам?
— Все будет выполнено. Просто, конечно, не за несколько часов. Вы ведь понимаете, что ямы разные бывают. Что-то устраняется быстрее, например, если яма глубокая и велика вероятность повреждения автомобиля или того хуже — совершения ДТП на данном участке дороге. То есть срочность ремонта зависит от размера ямы, ее глубины, расположения на проезжей части.
— Контролирует ли ГАИ выполнение работ дорожниками?
— Естественно! И в случае неисполнения предписания привлекаем к ответственности!
— Придет ли мне ответ о том, что дефект устранен?
— Нет, ответа не будет. Яму заделают, и вы, проезжая, это безусловно заметите.
— Скажите, а есть ли случаи злоупотребления данным ресурсом со стороны людей? Например, когда жалуются на минимальные дефекты дорожного полотна.
— Происходит и такое, — кивает подполковник милиции. — У любой медали — две стороны. Но точно могу сказать: этот бот — дело хорошее, нужное. А Госавтоинспекция ориентируется на специальную документацию, где четко описаны критерии критичности дефектов. Критическая ямочность устраняется в первую очередь.
— А вы, позвольте спросить, решили сегодня на дороге поработать?
— Жители сообщили, что водители грузовых авто игнорируют дорожный знак 3.4, запрещающий движение грузовиков на улице Советской, где сейчас мы с вами находимся, — снова улыбается Артем Иванович. — Выехал убедиться, что данный факт имеет место, а также проверить несение службы инспекторами на данном участке.
Простившись с начальником ГАИ пристоличья и вдохновившись его уверенностью в благополучном исходе моего дела, из Заславля отправляюсь прямиком в Колодищи. Задумываюсь о том, насколько прочно эксперимент захватил меня: ищу глазами ямы и выбоины, примерно прикидывая их глубину и последствия попадания в них. Улыбаюсь. Не найдя ничего достойного внимания, добираюсь до той самой улицы Скорины.
О чудо!
И моя «подопечная» — пятнадцатисантиметровая ямка, и другие, менее глубокие ямки рядом аккуратно залатаны. Дорога ровная, объезжать по встречной полосе больше ничего не нужно. Несколько раз туда-обратно катаюсь по улице — хочу убедиться, что ямочный ремонт выполнен на совесть. Затем выхожу и делаю пару фото. Все вполне достойно! Уж не знаю, была ли та «моя» ямка серьезной по критериям ГАИ, или просто не я одна пожаловалась на проблему в этом месте, но ремонт дорожного покрытия был выполнен в течение нескольких дней после оставленной мною заявки.
@GAI_DOROGI_BOT работает. Пользуйтесь на здоровье!