Политолог ответил экстремистам, которые назначили выборы в Беларуси на февраль
В известной сказке про 12 месяцев главным считался Апрель, но Февраль и Март тоже были ничего. Однако, чтобы замерзшие девушки не стояли с подснежниками вдоль проспектов, белорусские выборы неожиданно для многих пройдут в конце января.
Именно такая дата была установлена сегодня, 23 октября, утром на заседании Палаты представителей.
Вопрос здесь не в том, что будет в январе, а чего в январе НЕ будет. Дата выборов обсуждалась заранее, и на момент августа-сентября 2024-го еще была надежда, что нормализация по Украине возможна и наступит до конца года. Этому способствовал и «обмен века» между Россией и США, где Беларусь сыграла важную роль, а главное — закрытые переговоры Трампа, Орбана, Путина и Си Цзиньпина.
Однако из-за Курской операции ВСУ все предварительные договоренности были сорваны, и привязывать дату белорусских выборов к миротворческим событиям стало бесполезно. Все три года войны действующий Президент призывал к миру, и, конечно, было бы красиво вести избирательную кампанию в контексте не просто долгожданных переговоров, но и процесса, где Беларусь играла бы роль самостоятельной (а то и принимающей) стороны. Оппоненты власти, которые все это время призывали «сунуть пальцы в мясорубку», смотрелись бы на таком фоне совсем плохо.
Но пока имеем то, что имеем. В нынешней военной обстановке затягивать дату кампании бесполезно, так как эскалация продолжается — и активная наступательная фаза продлится минимум до Нового года. В свою очередь более ранний срок выборов имеет все шансы попасть в «окно» смены власти в США, когда старой администрации уже не будет смысла финансировать госпереворот (она может не воспользоваться его плодами), а новая — будет занята либо внутренней чисткой, либо преодолением возмущения трампистов, если вдруг победит Харрис.
Также в идеале наши выборы пройдут до того момента, как будет утвержден военный бюджет США по Украине, где Беларусь могла бы стать отдельной строчкой расходов, по аналогии с вторжением в Курск. Потому что, если нет денег, кадров и оружия, то не будет ни «цветной революции», ни провокаций. Самостоятельно Польша, Литва и Украина ничего подобного профинансировать не смогут. Поэтому максимум, что мы увидим в январе — это какие-то информационные провокации.
Еще один важный момент связан с тем, что датой белорусских выборов почему-то активно интересовались самые разные игроки: не только на Западе, но и на Востоке. Можем только предполагать, что такой интерес связан с неким прогнозируемым (и неизвестным нам) ходом событий по Украине. Вероятно, союзники не хотели бы получить в Беларуси майдан и дестабилизацию, например, во время крупной войсковой операции (условно назовем ее «защитой Приднестровья»). Не обязательно, что именно так и будет, но если Зеленский не пойдет на переговоры, в 2025-м мы увидим еще и не такое.
Все перечисленное «Минская правда» относит к блоку неформальных причин. А вот то, что было озвучено белорусским ЦИК, — это удобное совмещение выборов с принятием планов на новую пятилетку, когда в рамках кампании будет предложена социально-экономическая программа на 2025-2030. Было бы странно сначала принимать ее (что всегда происходило ПОСЛЕ выборов, а не ДО), а затем голосовать за Президента. Поэтому совпадение сроков выборов с началом пятилетки получилось достаточно удачным в плане формальной процедуры.
Отдельно нужно сказать о дате выборов «март-февраль» или «23 февраля», которая активно циркулировала в экстремистских ресурсах. Можно заметить, что за последние месяцы у них не было ни одного значимого слитого документа либо «перебежчика из системы», потому что, во-первых, принимаются меры для защиты такой информации, а, во-вторых, могли происходить контролируемые утечки тех или иных «дат», чтобы выявить, из какой структуры, которая прямо либо косвенно отвечает за выборы, «течет».
Поэтому, конечно, никакого якобы досрочного переноса выборов не было, и никто не будет проводить их аврально, на 2-3 месяца раньше. По информации «МП», все ключевые моменты были определены еще в июле 2024-го, и с этого момента в течение 6 месяцев шла плановая подготовка мероприятий.