Меню
Голас Любаншчыны

Прогнозы на 2024 год: сценарии для Украины и России

Россия и Украина
Фото: из открытых источников, носят иллюстративный характер

Новогодние прогнозы — дело неблагодарное, но поскольку в нашу жизнь прочно вошли тролли, орки, эльфы и прочие герои то ли сказок, то ли военной пропаганды, в роли Дедушки Мороза выступит политолог Андрей Лазуткин. Те, кто плохо себя вел в этом году (а таких было немало, целая страна на 40 миллионов человек), получили от дедушки плохой сценарий кризиса. А вот те, кто весь год помогал младшим братьям, подарил им ядерное оружие и рынок сбыта — заслужили уважение и хороший прогноз. Но, как обычно, никто не гарантирует, что в последний момент сказочные олени, «черные лебеди» и другие факторы не изменят общую картину праздника.

Украина: выборы и конец проекта «контрнаступ»

Побратимов ждет война своими силами и без американской помощи. «Контрнаступ» был разовой финансовой операцией, и ее итоги США не впечатлили: воровали много, а продвигались по земле мало. Сейчас идет поиск нового формата помощи, но главный фактор, который определит ее объем — итоговое воздействие на американского избирателя. Чувство убедительно военной победы американцам дал Израиль (и поэтому помощь пойдет туда, а не Киеву), а выборы в Аргентине, где победил проамериканский кандидат, вообще стали бескровным и дешевым подарком Байдену. Аргентину теперь ждет долларовая зона им выход из БРИКС, а Украину – снижение внимания и интереса.

ВСУ

При этом надо понимать, что в киевских штабах сидят не дураки, там прекрасно считывают настроения хозяев и понимают шаткость перспектив. Верхушка работает через своих агентов в СМИ — так называемых лидеров мнений, связанные с офисом Зеленского, а те дальше по цепочке обрабатывают политизированную аудиторию, заточенную на войну — это еще 15-20% общества, которые искренне готовы воевать по разным мотивам, например, из мести, и слушать вождя-Зеленского. Эта группа искренне жаждала победы над «орками», а вся остальная страна поддерживала «контрнаступ» из расчета, что войну можно закончить одним рывком, как это обещала украинская пропаганда после Харькова и Херсона.

Теперь буквально по всей стране царит уныние и ведется поиск виновных. Среди грустящих  есть радикальное меньшинство — это военные преступники, которым некуда отступать, часть верхушки, военного командования и радикальных структур. Остальные (гражданские) пока колеблются. Для них у Офиса президента пока нет внятной модели, о чем говорить и что обещать. Пока американские хозяева никакого решения не приняли, советники Зеленского, как и раньше, пугают людей либо приходом русских, которые всех вырежут, либо майданом, который тоже будет в интересах России.

Переворот, выборы и смена караула

Обществу после поражения «контрнаступа» нужна перезагрузка, но какая? Эту функцию на Украине всегда выполняли выборы. Зеленский был хорошим парнем (как когда-то Ющенко и Порошенко), но он не справился, и нам теперь нужен другой хороший парень.

Именно так будут работать с людьми, у которых накопилось недовольство. На местах хорошо видна некомпетентность военных, наглое воровство, очевидные схемы обогащения приближенных Зеленского и слишком большие потери. Чтобы выпустить пар недовольства (и уже потом продолжить войну), эти проблемы вдруг начали активно обсуждать, а Арестович и Залужный теперь рубят правду-матку. Это делается для подготовки психологического фона — в 2024 будут либо новые выборы, либо государственный переворот, но такой, который якобы совпадает с волеизъявлением людей, типа «бульдозерной революции» против Милошевича в Югославии. Стоять толпами на морозе для этого не обязательно, можно захватить парламент, администрацию или какие-то учреждения, и затем дождаться положительного сигнала от США.

Зеленский

Это своего рода вилка для Зеленского –— американцы намекают, что лучше уходить через выборы, а не головой вперед. Умный человек так и сделает, и Зеленского ждет судьба Горбачева или Леха Валенсы — читать лекции в западных университетах, а заодно работать с украинской диаспорой в США и Канаде, потому что это интерес хозяев — за кого проголосует несколько процентов местных избирателей конкретного штата. Кроме того, в Евросоюзе появится 5-6 миллионов бывших жителей Украины, которые также станут значимой силой для местной политике, например, их можно будет выводить на акции в Германии и Польше.

ЕС или новая Африка?

Какой военный сценарий будет реализован после (или вместо) выборов на Украине? Западные специалисты считают, что сейчас ни одна из сторон победить не может. Заморозка возможна только при согласии двух сторон, но пока Россия не попробует наступать, что сейчас и происходит по всему фронта, русские на переговоры тоже не пойдут. Таким образом, ближайшие полгода-год будет вестись война на истощение, чтобы измотать противника и заставить его пойти на свои условия.

Для этого Украине нужна трезвая, а не шапкозакидательская переоценка ресурсов и новая мобилизация (уже заявлено о планах на 450 тысяч человек). Россия, в свою очередь, требует прямых открытых переговоров с США, и пока их нет, русские также будут воевать.

Что ждет украинское государство при таком раскладе? Уже видно, что там заменили структуру управления войной — вооруженные силы теперь финансируют напрямую, из Минобороны убрали посредников и поставили американских управляющих, чтобы туземцы меньше воровали. Ключевые невоенные активы в стране и так принадлежат компании «BlackRock» — государственное имущество было передано американцам под залог средств на «контрнаступ».

BlackRock в Украине

Сейчас украинская экономика всеми секторами завязана на войну. Работает в ней только то, что финансируется из внешних средств, а бывшие хозяева страны – олигархи – теряют капиталы, потому что мирное хозяйство остановлено. Ввоз стратегических товаров ведется через Польшу и Румынию, а ВПК и население получают готовую западную продукцию, а не производит свое, примерно как страны Африки.

Два паспорта запрещено, у меня три

Украинское общество выглядит чуть сложнее: в нем есть нацистское ядро (те самые 15-20%), которые с точки зрения РФ подлежат «денацификации», но есть и бывшее пророссийское ядро, которое публично не отсвечивает и размеры которого неизвестны. Этой группе тоже подсовывают своего вождя — русскоговорящего Арестовича, чтобы тот озвучивал правильные, адекватные вещи, критикуя Зеленского. Залужный, в свою очередь, озвучивает точку зрения радикальных военных, то есть объясняет, какими средствами можно и нужно продолжать войну с Россией.

Таким образом, с двух главных полюсов общества стравливают пар. Американцам необходимо снять сильное напряжение, которое появилось после провала «контрнаступа», а затем продолжить локальную войну, более дешевую и без особых амбиций – эдакое АТО с непонятными перспективами, и на большей линии фронта. Если эту партию разыграть правильно, то после выборов Украину ждет короткий подъем патриотизма и готовность умирать за правильное и хорошее правительство. В перспективе 1-2 года это вполне будет работать, если, конечно, фронт не развалится раньше (но это тоже, скажем честно, маловероятно).

Если же поискать какие-то примеры в истории и попробовать заглянуть еще дальше, в 2025-2026 год, то сейчас Украина находится на стадии «петлюровщины» (когда запад вооружал УНР для борьбы с большевиками), но уже видны признаки «бандеровщины» (когда террористические методы активно применяются на российской территории). А дальше, когда горячая фаза закончится, Украину ждет «мазеповщина». Это когда у вас появился вроде бы свой, говорящий по-русски и православный, но при этом крайне ненадежный союзник и потенциальный предатель. Про лояльность родному государству шутил еще олигарх Коломойский: «Если два паспорта запрещено, у меня будет три».

Петлюра
Семен Петлюра перед отрядом украинской армии, Киев, 1920 г. Фото: commons.wikimedia.org

Кто в такой ситуации может выиграть выборы? Как показал случай с Порошенко — кто угодно, главное, чтобы молодой и свежий. Однако это будет в любом случае еще менее самостоятельная фигура, чем некогда Зеленский. Тот все-таки вырос при Коломойском, знал внутреннюю кухню и, кстати, пытался брыкаться, когда вошел в силу. Сейчас же воткнуть на место вождя нужно более управляемую фигуру — либо военного преступника, которому некуда отступать, либо чисто медийную фигуру, а-ля аргентинский президент из телешоу. Управлять таким еще проще – через личную охрану, которая будет запугивать покушениями и постоянно создавать чувство страха и зависимости, примерно как самим Зеленский управляет реальный шеф Украины Ермак.

Кстати, вполне вероятно, что на выборах победит как раз не «радикал», а «адекватный». Почему? Ответ на этот вопрос мы узнаем в блоке прогнозов по России.

Россия: контроль ЛОМов, налогов и финансов

Запад всегда стремится убить двух зайцев, и если хрипящего на украинском и английском Зеленского россияне даже не понимают, то Арестович успешно разжижает мозг русскоязычной аудитории по всему СНГ. Нужно исходить из того, что избирательная кампания на Украине будет вестись сразу на три страны (включая нас), а либеральная оппозиция в России и Беларуси будет хватать и распространять эти новые сигналы.

Уже примерно видно, что нам будут рассказывать – вкрадчиво и исключительно по-русски. Что идет 100-летняя война с большевизмом. Что Россия все это время угнетала малые народы. Что оранжевая революция, Евромайдан, АТО, 2020 год в Беларуси и нынешняя война – это попытки вырваться из-под российского контроля, оккупации и геноцида. То же самое будет звучать и в белорусском варианте: агрессивная военная пропаганда здесь не популярна, поэтому нам будут мягко говорить про вечное страдание белорусов от Москвы. Схема старая, как мир: до «адекватного» Арестовича был не менее адекватный певец Вакарчук (кстати, где он?) и такой же адекватный Зеленский.

Что может этому противопоставить российская система? То, что мы видим – закручиваются гайки по всем информационным направлениям. Из Беларуси нам заметны плюсы – давно нужно было прикрыть или выкинуть из России отдельные фонды и редакции. Но есть и временные минусы – информационное поле сейчас узкое, патриотических лидеров мнений и каналов не всегда хватает. Более того, запретительные действия не всегда совпадают с тем, что хочет общество – люди требуют вешать на площадях террористов и сочувствующих, а вместо этого Юрий Дудь или «Медуза» просто добавляет десять строчек про «иностранного агента» к мерзейшим материалам.

Информационное пространство

Бывшие «хорошие русские»

Еще одна проблема для РФ – это певцы, актеры и музыканты, которые массово уехали, натрепали себе на сроки, а на третий год войны уже хотят обратно. Проблема здесь та же, что и в Беларуси – надо выяснить, перековался кадр или нет, а затем уже принимать или не принимать из-за границы. Здесь, наверно, не нужны признания на фоне дверей а-ля ГУБОП (это, скорее, метод для мелких экстремистов, чтобы показать убогость их быта, речи и биографии). А вот из возвращения известного певца-музыканта стоило бы делать шоу а-ля Малахов: с чистосердечным признанием на ТВ, слезами в глазах, что все осознал, а затем концертом в госпитале в Ростове и любой другой помощью фронту.

Певцы и актеры уехали из России
Артисты и певцы, которые из-за СВО покинули Россию и все потеряли

Пока же получается, что противник требовал от них публичной присяги Украине, а мы их тихо, по-христиански, прощаем и пускаем обратно зарабатывать в СНГ. Но граждане, которые потеряли близких в СВО и требуют расстрела террористов, этого не поймут – и в будущем году нужно найти какой-то общий для всех механизм, раз война затягивается.

Правильный и неправильный патриотизм

Вторая, не менее важная для России информационная угроза — это попытки манипулировать патриотическими лидерами мнений. Например, сейчас украинские специалисты массово создают группы и чаты (как правило, территориальные), где представляются российскими волонтерами и собирают информацию об участниках СВО и реальных проблемах на фронте и в тылу, с которыми сталкиваются семьи и бойцы. Потом эти проблемы выносят в публичную плоскость и подсовывают патриотическим ЛОМам, чтобы те рубили правду-матку в стиле покойного Пригожина. Здесь у ЛОМа два варианта – либо молчать (и тогда можно кричать, что он продался Кремлю), либо записывать его в патриотическую оппозицию и лепить из него героя, противостоящего Путину. Что, понятно, тоже делается к выборам.

Патриотизм в России

Простых рецептов здесь нет, кроме известного «Не болтай». Нужно выявлять, кто организует такие сети на местах, выводить их на контакт и хлопать. Но, к сожалению, методы противоборства постоянно совершенствуются: о том, как русские солдаты украли стиральную машину, съели всех собак и сняли с дорог асфальт, уже не рассказывают. Другое дело — разжечь конфликт между воюющими и невоюющими, использовать для этого реальные проблемы или показывать их замалчивание.

Вывод капитала из серой зоны

Третье направление, в котором активно действует РФ — это меры по контролю за финансовой системой. Война требует перераспределения огромного потока денег, и нужно, чтобы они превращались в снаряды и танки, а не в особняки и зарубежные счета. Для этого вводится цифровой рубль, чтобы отслеживать его путь в экономике. Условно, безналичные деньги, выделенные на космодром, не должны потом всплыть при покупке жилья или машины в салоне лицом N. Очевидно, что в восстановление территорий будут вкладывать огромные средства, и нужно, чтобы они гарантированно не убегали на запад.

Российские рубли

То же самое касается волонтеров и физлиц. Блогерская сфера в России цвела и пахла потому, что никто ни с чего не платил налогов. Продавать можно было что угодно и как угодно, а юридически это выглядело как пересылка денег на карты физлиц друг другу. Теперь это окошко закрывается, потому что блогер в России теперь не просто блогер – как минимум, надо не мешать родному государству, а лучше – помогать. А ведь есть еще и украинская проблема контроля за военными сборами. Если даже в военных коллективах находятся крысы, которые воруют из тумбочек у товарищей, что уже говорить о гражданских, которые собирают деньги на личном авторитете и потом никак за них не отвечают. Будем надеяться, что в России эта проблема не имеет таких масштабов, как на Украине.

Закрытие телеграм-анонимок

На таком фоне (назовем его ростом контроля) в России готовятся президентские выборы. Подход к ним такой же, как и в Беларуси – обеспечить всенародное согласие и единство мнений. Для этого в России начали показательно пороть либеральных светочей, типа Акунина и Быкова, чего на русских землях не было года эдак с 1983. Кроме того, государство обратило пристальный взор на сектор самозанятых – это раньше подпольные работники искусства работали кочегарами, а сейчас это миллионеры, которые непонятно как и кому платят налоги.

Телеграм

Контроль серого сектора означает, в том числе, контроль за сферой пиара, политической консультацией и медиа. Например, еще вчера свободно работали анонимные сливные телеграм-бачки, типа НеЗыгаря, которые шантажировали и вымогали деньги у сильных мира сего. А сейчас этот праздник демократии начали резко прекращать. Потому что мало ли, вдруг заказы на мэров, депутатов и чиновников вам размещает украинская разведка, а не просто конкуренты по бизнесу.

То же самое касается и усиления мер против терроризма – до возврата смертной казни пока не дошли, но въезд бывших жителей Украины теперь возможен только через аэропорт Шереметьево, где их ждет приятный бонус в виде досмотра телефона и прочие фильтры. А постепенно Россия придет к визам для граждан Украины, чтобы еще на стадии оформления было ясно, куда гражданин едет, кому об этом сообщает и какие у него контакты с другой стороны.

Минимум иллюзий

Что еще важно держать в голове в будущем году? Нужно не испытывать иллюзий, что будет быстрая, яркая и заметная победа. Даже временный хаос на Украине не будет означать, что структура управления развалилась (хаос – нормальное состояние для этой территории, как во времена феодализма, когда вассал моего вассала — не мой вассал, «вы со мной не договаривались»). По такой схеме придется работать с новыми территориями, которых, будем надеяться, в новом году станет больше и с меньшей кровью.

Россия СВО
Фото: РИА Новости

Также нужно понимать, что по мере российских побед нас ждет возврат настроений а-ля февраль 2022-го, то есть ожидание одного крупного военного удара, который всех сокрушит. Но одних побед на фронте мало – укрепрайоны можно штурмовать годами, а для реальной победы надо работать с тылом, как это делает противник. Кто остался в этом тылу – большая загадка, например, никто не знает, сколько в Харькове и Одессе осталось коренных харьковчан и одесситов. Или как на обстановку повлияют демобилизованные и комиссованные военные, если их вынут из мясорубки. Это тоже люди, которых надо избавлять от иллюзий, но не сводить с ума истериками, как делает противник в отношении нас, а рассказывать им что-то хорошее. Что именно — над этой загадкой ломают головы лучшие специалисты, и будем надеяться, в 2024 году мы сами все увидим и услышим.

ГУ" Березинский районный центр по обеспечению деятельности бюджетных организаций"
Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59