Меню

Оштрафовать или предложить оплатить проезд? Чего мы не знаем о работе транспортных контролеров

Фото: автора

Их считают людьми «без сердца». Им нередко приписывают хамское поведение и обвиняют в превышении должностных полномочий. Речь о контролерах пассажирского транспорта, работа которых по статистике считается одной из самых напряженных. Так что же на самом деле позволено контролеру по закону? Как руководство работает с жалобами пассажиров? И так ли безвинны безбилетники? На острые вопросы ответят все: от пассажира без талона до начальника контрольно-ревизорской службы «Минсктранс».

Утро этой девушки сложно назвать безоблачным: вошла в транспорт, заговорилась по телефону, не успела вовремя оплатить проезд и не учла всего лишь один нюанс — контролеры уже стояли за ее спиной. Когда ревизоры подошли, оплачивать проезд было поздно.

Пришлось выходить из транспорта и раскошелиться на штраф. Девушка не проехала и двух остановок.

—  На самом деле, мне можно было вовремя закончить разговор. Я разговаривала с мужем по поводу ребенка, мне нужно было объяснить ему, как кормить ребенка, что делать, а потом просто взять и оплатить проезд. Я обычно это делаю через сервис «Оплати». Когда я окончила разговор, мне уже сказали выходить и оплачивать штраф. При этом контролеры вели себя культурно, без грубости, — рассказывает девушка.

И все-таки должны ли контролеры пассажирского транспорта сначала предлагать безбилетнику оплатить проезд, а уже потом принимать меры административного реагирования? Этот и многие другие вопросы уже совсем скоро мы зададим начальнику контрольно-ревизорской службы филиала «Минский автовокзал» государственного предприятия «Минсктранс». Пока же беседуем с контролером пассажирского транспорта Виталием Мельничуком.

— Виталий, какие конфликтные ситуации возникают с пассажирами?

— Пассажиры очень часто не желают платить за проезд, ссылаясь на то, что у них попросту нет денег. Бывают и ситуации, когда они рассказывают о том, что кошка болеет, папа, мама и поэтому платить не будут.

— И как заставляете?

— Зачитываем статью 18 ч. 1 «Безбилетный проезд». Статья предусматривает штраф от 0,5 до 1 базовой величины. Они, конечно, и штраф тоже отказываются платить. Тогда у них спрашиваешь, а не проще ли было купить талончик за 90 копеек? Документ оформляется по паспорту, и здесь безбилетники тоже придумывают всякие «отмазки», например, что паспорта нет. Если же у человека действительно нет паспорта, то мы вызываем наряд милиции. Тогда и паспорт резко находится.

— Что делаете, если у человека действительно при себе нет паспорта или безбилетник не помнит своих паспортных данных?

— Если нет паспорта, то вызываем из ближайшего отделения наряд милиции и уже там безбилетник проходит процедуру оформления. Бывает и такое: человек понимает, что мы вызвали милицию и начинает убегать.

— Кстати, беглецов догоняете?

— Наша камера всегда снимает тот момент, когда человек скрывается с места административного правонарушения. В таком случае, мы можем написать запрос в милицию, чтобы нашли этого человека. При этом уже наступает другая ответственность.

— Как люди реагируют на штраф?

— Большинство людей по-человечески отдают паспорт. Им не лень заплатить 18,5 рублей. Некоторые даже говорят «спасибо, это мой первый штраф» или иногда можно услышать фразу «я эту квитанцию поставлю в рамочку».

— Сколько «зайцев» за день ловите?

— В среднем, 3-4 человека. Бывает и больше, например, если мы выходим во вторую смену, то тогда, конечно, больше. В первую смену все едут на работу и добросовестно оплачивают проезд. В месяц выписываю примерно 30 штрафов. Насколько я знаю, есть контролеры, которые и по 100-150 штрафов в месяц выписывают. Но это те, кто работает больше 5-7 лет.

— Бытует мнение, что контролеры жесткие, безжалостные люди, так ли это? Бывает жаль людей, которых штрафуете?

— Все зависит от случая. Иногда входишь в положение человека. Например, если мама с ребенком вошла, а мы стоим на следующей остановке, здесь понятно, что она ребенка не оставит и у водителя в движении билет не купит. Мы же заходим и видим, что женщина с нами не заходила, а она только-только покупает талон. Мы видим, что по понятным причинам она попросту не успела оплатить. Здесь можно в положение войти. А бывают и такие люди, которые берут чей-то использованный талончик на сидении и думают, что у них оплата проезда есть. Мы же, всматриваясь в печать, понимаем, что талон был пробит 2 часа назад, а рейс длится всего 30 минут. Человек же яро доказывает, что это его талон. Войти в положение такого человека сложно.

— Как относитесь к фразе «я только одну остановку», например, от пожилого человека?

— С одной стороны и жалко человека. Обычно в таком случае мы просто делаем замечание, чтобы они в следующий раз заранее покупали билетную продукцию, но все равно отправляем за талонами к водителю, не выписывая штраф. Такие случаи единичны, так как обычно всех привлекаем к ответственности.

— Поменялись ли подходы в работе контролеров? Пассажиры замечают, что контролеры стали более лояльными.

— У каждого контролера своя специфика работы. Кто-то будет общаться с человеком только через протокол или милицию, никаких отговорок. Некоторых несогласных с нарушением приглашают подъехать на автовокзал «Центральный». Кто-то, наоборот, предпочитает сказать человеку пару добрых слов или улыбнуться, и конфликт решается. Да, можно сказать, что раньше контролеры были злыми, сейчас же, на мой взгляд, они стали добрее. Если кратко, то у нас есть свои должностные инструкции и мы их выполняем.

— Всегда ли можно с первого взгляда отличить безбилетника?

— Это очень легко. Бывает, стоишь на остановке, не прячешься и подмечаешь то, когда люди начинают искать талончики в салоне, суетиться или начинают сразу бежать к водителю за талоном. Безбилетники просто по-человечески начинают нервничать. Опыта работы контролером в два-три месяца хватает, чтобы все это запросто вычислить. Первый штраф за безбилетный проезд я выписал только спустя два месяца работы. Вообще, на мой взгляд, в этой профессии самое главное — стрессоустойчивость. Если на одних и тех же маршрутах ездишь, то люди тебя узнают, многие из пассажиров вежливо тебя приветствуют, улыбаются. Были и такие случаи, когда один и тот же человек в месяц три раза попадался. Это был парень 18 лет.

— Самый курьезный случай из вашей практики?

— Это было в первые четыре месяца моей работы. Тогда мы ехали с напарницей, вывели безбилетного пассажира. Дает он нам свой паспорт, не отказывается оплачивать штраф, а когда дело дошло до росписи в протоколе, он заявляет — «нет». Свое решение аргументирует тем, что, якобы, мы на его имя будем оформлять кредит или его данные используем, например, продадим. Тогда мы вызвали наряд милиции, а в целом, дело чуть не дошло до драки. В итоге его заставили расписаться, объяснили ему права и обязанности.

— Как обычно грубят безбилетники?

— Зачастую говорят «иди на завод работай», а когда узнают нашу реальную заработную плату — задумываются.

Здесь в разговор включился напарник Виталия Хаванский Вячеслав. В должности контролера пассажирского транспорта молодой человек всего 8 месяцев. Пришел на отработку после средне-специального учебного заведения.

— Вячеслав, а вы как часто сталкивались с хамством от пассажиров транспорта?

— В отношении меня, как молодого контролера, часто звучат фразы «ты слишком молод», «эта работа для пенсионеров», «здесь должны работать только пожилые бабушки», «почему мы не на заводе». Это самые частые фразы, которые я слышал. Были и ситуации с выпившими, тогда-то и начинаешь волноваться за свое здоровье, уже тогда стараешься сбавлять обороты. На моей практике был случай с сильно выпившим мужчиной, которого не останавливала ни камера, ни все остальное. И когда он впритык ко мне подошел, то было страшно за себя. В связи с моим возрастом, а мне всего 18 лет, многие ко мне серьезно не относятся. Думают, что я ничего не сделаю, что я ни на что не способен, а когда уже начинаешь должностную памятку зачитывать, то человек начинает понимать, что это все не шутки. Нередко приходится слышать матерные слова, и иногда кажется, что человек адекватный никогда бы не смог бы такого сказать. Чаще всего хамят люди среднего возраста, мужчины плюс минус 40 лет.

— Часто ли пассажиры просят маршрутный лист?

— Бывают такие случаи, когда человек как будто попадался ранее, или ему рассказали о том, что можно требовать маршрутный лист. В настоящее время понятие маршрутного листа не существует. В работе используется наряд-задание, при этом это внутренний документ и предъявлять пассажирам не должны. Конечно, если мы работаем по маршруту, то нам ничего не стоит наряд-задание человеку показать, чтобы избежать конфликта. Бывает, что просят показать удостоверение, конечно, всегда показываем, и это единственный документ, который мы должны предъявить пассажиру по его требованию.

— Всегда ли сами платите за проезд в нерабочее время?

— Стараюсь платить. Я сам в Московском районе живу, и даже если еду через Центральный район, то оплачиваю, конечно. Несмотря на служебное положение, не платить за проезд как-то неправильно. До работы в «Минсктрансе» были случаи, когда я в своем родном Бобруйске попадался контролерам и оплачивал штраф. Сейчас стараюсь стабильно платить за проезд, так как с такой работой проблемы административного характера мне не нужны.

— Какие грубые ошибки в работе совершают контролеры?

— От людей поступали жалобы, что контролеры надевают форму уже заходя в транспорт и после этого начинают проверку. Точно знаю, что за это контролера накажут.

— Что можете сказать про скандальные ролики в сети с превышением контролерами должностных полномочий? Сами такое поведение не практикуете?

— Конечно, мы не имеем права ни преследовать, ни задерживать, ни удерживать людей. Мы никогда за людьми не гоняемся, я по крайней мере не вижу в этом смысла. Иногда забавно наблюдать то, как люди убегают. Вроде бы выходишь спокойно, пытаешься спокойно поговорить с человеком, а он уже чуть ли не на другую остановку убежал. Часто бывают и такие случаи, когда садишься в транспорт и едешь на другую остановку, а беглец уже там стоит. Ты выходишь, а он уже на другую остановку побежал. Такие догонялки выглядят забавно. Вообще, все это считается скрытием с места административного правонарушение, а это уже совсем другая статья и в случае, если все-таки пойти до конца, то у человека, действительно, будут проблемы.

— Бывает ли такое, что контролеры при выходе безбилетника из транспорта пытаются его задержать?

— Прежде, чем войти в транспорт, мы обязаны всех пассажиров оттуда выпустить. И если, условно, ты всех выпустил и тут кто-то из безбилетников случайно увидел нас, контролеров, и попытался вырваться, то даже в таком случае мы не имеем права задерживать человека. Если же дверь транспортного средства закрылась, и безбилетный пассажир не успел выйти, то тогда уже к человеку будут вопросы.

— Бывает ли такое, что камера, которой оборудована ваша униформа, записывает видео нечетко?

— Наша камера имеет большой обзор. Мы всегда включаем камеру, когда транспорт подъезжает к остановке. После проверки транспорта, где не было безбилетников, камеру мы просто выключаем. Если возникает конфликтная ситуация, то камера нами не выключается вплоть до того момента, когда все закончится. Также у нас очень четко записывается аудио.

— Какая реакция людей на штраф?

— Самое забавное, что реакция на штраф у всех разная. Я раньше думал, что человек в таком случае обязательно будет злиться. Но как оказалось, что реакции людей разные. Бывало, что люди начинали плакать. Жалко их, конечно, но это моя работа, я не могу по-другому. Бывало и то, когда люди начинали шутить и даже благодарили нас после оформления штрафа. 

И все же, чтобы добраться до истины отправляемся к начальнику контрольно-ревизорской службы Сергею Иосифовичу Милашевскому. Животрепещущие вопросы уже задаем ему.

— Как работаете с жалобами пассажиров?

— Каждая жалоба рассматривается индивидуально. Для того, чтобы рассмотреть ее по существу, берутся объяснения от самого контролера, рассматривается сама жалоба и просматриваются видеозаписи как с салона транспортного средства, так и с персонального устройства аудиовидеозаписи у контролера. Если слова пассажира нами будут подтверждены, то в этом случае будет назначена служебная проверка, а контролера привлекут к дисциплинарной, либо материальной ответственности. Бывает и такое, когда жалоба пассажира не подтверждается, в таком случае пассажиру дадут квалифицированный ответ, где будет указано, что у контролера, либо сотрудника «Минсктранса» никаких нарушений в работе нет. Есть один важный момент: если видеозапись контролером не велась, то решение автоматически будет приниматься в пользу пассажира. По инструкции при контроле оплаты проезда в подвижном составе контролер обязан включать видеозапись. Запись в обязательном порядке должна вестись и при ведении административного процесса. Если ее нет, то значит контролер нарушил свои должностные обязанности.

— Назовите примеры, когда пассажира оправдывали?

— Пассажир утверждает, что заходил в транспортное средство вместе с контролером. Где-то контролер проявил невнимательность и не заметил пассажира на остановке. И если контролер привлек этого пассажира к ответственности, то такая ситуация для контролера закончится не сильно хорошо — как минимум это будет служебное разбирательство. Если же он просто начал разбирательство и оставил его нам для дальнейшего просмотра видеозаписи, то мы увидим на видеозаписи, заходил ли тот пассажир или нет. Бывает и такое, что пассажир утверждал, что заходил с контролером вместе, а оказывается, что ехал минимум пять остановок. Все нами объективно рассматривается, и принимается решение.

— Часто ли получаете жалобы от пассажиров, что контролеры ведут себя хамовато?

— Жалобы по поводу этики общения с гражданами тоже у нас были. К концу прошлого года количество этих жалоб уменьшилось. В этом году жалоб по этике общения контролеров не поступало, но в 2021 году их было большое количество. Если же пассажир грубит контролеру, то мы самостоятельно какие-то меры принимать не можем. Здесь мы можем взаимодействовать с правоохранительными органами путем написания заявлений. Такие факты тоже были и это уже вопрос работы органов внутренних дел. И достаточно большие штрафы выписывают пассажирам, когда те контролеров оскорбляли.

— Как решаете вопросы, если контролер на рабочем месте применил физическую силу к пассажиру?

— Опять же, все зависит от ситуации, возможно, там изначально были совершены противоправные действия в отношении контролера или уже в отношении контролера применялась физическая сила. Но если контролер оказался физически сильнее и по итогу задержал человека, а также вызвал правоохранителей, то уже оценку дают правоохранительные органы.

— Если безбилетник пытается убежать, а контролер пытается его задержать? Это законно?

— Вообще, физическую силу контролер не имеет права к пассажиру применять. Но, бывают ситуации, когда контролер вызывает сотрудников органов внутренних дел для установления личности, оговаривается место, но на выходе из транспортного средства пассажир пытается скрыться. Контролер не задерживает человека, а пытается воспрепятствовать движению став на пути, при этом физическую силу применять не должен, разъяснив последствия его действий.

— Какая должна быть рабочая форма у контролеров? Что работник должен иметь при себе?

— Сейчас половина контролеров используют в своей работе смартфоны со специализированным программным обеспечением. Планируется, что до конца года все контролеры будут полностью ими обеспечены. А так, контролер, выходя на линию должен находиться в форменной одежде. Это либо куртка, которая у нас пошита. Есть куртки синего цвета, но были и бежевые куртки. Жилеты также были разных цветов. В основном — синие, черные, бежевые. Бежевые, например, использовались контролерами в летнее время, а в зимний период — синие или черные.

— Как должен реагировать пассажир на контролера без фирменных опознавательных элементов?

— Во-первых, можно попросить служебное удостоверение контролера. Контролер по инструкции должен носить бедж. Бывает такое, что при каких-то обстоятельствах форменная одежда повреждена, то в качестве исключения, по согласованию, мы можем выпустить работника на линию без нее. Но опять же, он должен надеть такую одежду, чтобы был виден бедж и камера. При этом у каждого контролера при себе должно быть служебное удостоверение. Если возникают какие-то сомнения, что это не контролер, то служебное удостоверение в этом вопросе поможет. И это обязанность контролера по первому требованию пассажира предъявить служебное удостоверение, в котором должно быть фото и печать организации.

— Контролеры могут курсировать в одиночку?

— Контролеры выпускаются на линию либо парой, либо тройкой. Один контролер на линию не выпускается, но бывают ситуации, допустим, один поехал дальше, выявил безбилетного пассажира и определили место ведения административного процесса в транспортном средстве. Тогда контролер едет вместе с пассажиром и в транспорте составляет процессуальные документы, а второй напарник тоже выявил безбилетника и ему необходимо покинуть транспортное средство. Соответственно, они разошлись. Но через несколько остановок они снова будут действовать по заданному маршруту и маршрут у них один, и они уже будут ехать парой.

— Многие пассажиры замечают, что работа контролеров стала более лояльной? С чем это связано?

— С контролерами ведется профилактическая работа. И видны результаты: у нас уменьшилось количество жалоб, касающихся этики общения. С контролерами ведутся занятия, в которых участвует руководство филиала и сторонние организации. Тоже самое касается и контролеров, которые в соответствии с коллективным договором должны проходить повышение квалификации, обучение. Как минимум раз в месяц у нас проходят собрания со всеми контролерами. И если выявляется факт нарушения со стороны контролера, в том числе и по этике общения, то к нему будет применено и общественное порицание. И это будет примером для остальных, как нельзя делать. Еще у нас работает психолог, рассказывает, в каких случаях можно избежать конфликтных ситуаций. Учит тому, с какими категориями лиц нужно общаться так, а с какими иначе. Например, если пассажир холерик, то нужно дать ему высказаться. Он поговорит, покричит, а потом уже с ним можно будет спокойно разговаривать. В таком случае конфликтная ситуация будет максимально быстро разрешена.

— Обязаны ли пассажиры заплатить штраф, если водитель отказался им дать сдачу с крупной купюры и не продал талон?

— Для водителя реализация билетной продукции задача не основная, а дополнительная. Пассажир сам должен позаботиться о том, чтобы он приобрел билет заранее, так как у водителя возможно и будет сдача, а возможно, что и нет. Поскольку таких пассажиров может быть даже и не один, то сдачу водитель может попросту всю раздать. И если контролер в такой ситуации выявляет безбилетного пассажира, то он будет привлечен к административной ответственности. То, что он не смог оплатить, это вовсе не значит, что ему должна оказываться услуга по перевозке. И если пассажир понимает, что не может оплатить проезд, он должен покинуть транспортное средство, а не осуществлять поездку дальше.

— Должен ли контролер давать пассажиру право проехать одну остановку без оплаты в любом из случаев?

— Все зависит от ситуации. Есть правила автомобильных перевозок и есть правила осуществления контрольных проверок. Согласно правилам осуществления контрольных проверок, контролер обязан предоставить возможность оплаты всем вошедшим вместе с ним пассажирам. Получается, что только тем пассажирам, кто вошел с контролером на остановке, ревизор по закону обязан предложить оплатить. Что касается остальных, а это все те, кто уже ехал в транспортном средстве, то они к этому времени уже должны были произвести оплату проезда.

— А в целом, должен ли контролер сначала предложить пассажиру оплатить проезд, невзирая на количество остановок, и только при отказе штрафовать? Или все устроено как-то иначе?

— Нет, не должен. В соответствии в правилами автомобильных перевозок пассажир обязан произвести оплату проезда еще до начала поездки. И это конкретно прописано. Сейчас у нас существует несколько форм оплаты. И вовремя оплатить проезд — исключительно зона ответственности пассажира.

Подписывайтесь на наши соцсети, чтобы узнать первыми обо всем, что происходит в Беларуси и мире: Telegram Instagram | ВК | | OK Дзен

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59