Железнодорожные войска Беларуси: от истории к современности
06.08.24 09:17
Фото: из фонда БГАКФФД, Железнодорожный мост через реку Березину, разрушенный отступающий частями польской армии в годы Советско-польской войны 1919 — 1921 гг., Музей Российской армии, Минская губерния, лето 1920 г. В горниле Гражданской войны, сталкиваясь с нуждой восстановить на обширных территориях Беларуси и Украины взорванные врагом инфраструктурные объекты, и зарождались железнодорожные войска РСФСР, в будущем — СССР и современной Беларуси
Железнодорожные войска Вооруженных Сил Беларуси, соединенные с автомобильными и дорожными войсками, в 2006 году, согласно указу Главы белорусского государства Александра Лукашенко, образовали объединенные транспортные войска, но, согласно традиции, части, ориентированные на работу с «железкой», носят в том числе и традиционное наименование «железнодорожных». Они, как и 148 лет назад, осуществляют транспортное обеспечение воинских формирований: белорусские воины-железнодорожники ведут свою историю с августа 1876 года. Этот вид войск самый старый из высокотехнологичных воевавших — уступают только военным инженерам: начал свою бранную летопись еще с Русско-турецкой войны 1877 — 1878 гг., проявил себя в Первую Мировую и Гражданские войны, особенно масштабно выступил в Великую Отечественную. И после страды 1941 – 1945 гг. они служили народу, заменяя подъездные пути к четвертому энергоблоку при ликвидации аварии на ЧАЭС 1986 года, возводя наплавные мосты в дни паводков и прорывов плотин, строя подъездные дороги к объектам БЖД и прочих организаций, внося лепту в строительство Байкало — Амурской магистрали (построили, в пику энтузиастам-комсомольцам, почти половину той «артерии»), реконструируя железнодорожное полотно трамваев и поездов на улицах ряда городов страны… Несмотря на веяния времени железнодорожники продолжают служить и трудиться в общем строю транспортных войск Беларуси и отмечать свой персональный профессиональный праздник, День железнодорожных войск, традиционно приходящийся на 6 августа.
Воины-железнодорожники ремонтируют трамвайные пути в центре Минска; на переднем плане — машинист передвижной электростанции рядовой К. Гаврилович, А. Колодко, газета «Во Славу Родины», 13 июня 1995 г.Психолог-социолог железнодорожных войск Республики Беларусь майор В. Дорош во время занятий с воинами П. Сучковым, О. Ходоронком и В. Михейчиком, А. Толочко, БелТА, февраль 1993 г.Учения подразделения железнодорожных войск Республики Беларусь под Слуцком, Минская область, В. Межевич, газета «Советская Белоруссия», Минская область, 1994 г.Заместитель командира роты железнодорожных войск старший лейтенант А. Дзяков (справа) и командир взвода лейтенант Д. Гуринович во время реконструкции трамвайных путей столицы Беларуси, А. Колодко, газета «Во Славу Родины», 3 декабря 1996 г.Жители Могилева, ветераны-железнодорожники, ветераны Великой Отечественной войны П. Малиновский, И. Ковалевский, В. Третьяков на Буйничском поле накануне празднования Дня Победы, В. Дулебо, газета «Железнодорожник Белоруссии», май 2006 г. Эти люди — живая персонифицированная героическая эпоха в судьбе страны: при их жизни довоенная белорусская «железка» переживала пик своего строительства, они, воины-путейцы, выполнившие более 72% всех стратегических перевозок военного времени, сыграли ключевую роль в победе над фашистской Германией, они же восстанавливали страну и пути в 1940 — 1950-е гг.Празднования, посвященные 140-летию железнодорожных войск, проходивших на базе 30-й отдельной Краснознаменной бригады ВС РБ, дислоцированной в Слуцке, Н. Бужан, газета «Звязда», август 2016 г.