Меню

Меньше политики, больше локальных дел: что показала избирательная кампания

стенд о выборах
Фото: Вячеслав Цуранов

Ход избирательной кампании показал, что вопросы внешней обстановки волнуют людей значительно меньше, чем в 2020-2023 гг. Избиратель уверен в своей безопасности и на первый план ставит решение бытовых вопросов. Поэтому 80-90% всей агитации было связано с локальными проблемами: работой общественного транспорта, медицинским обеспечением, арендным жильем, состоянием дорог после зимы, уровнем зарплат в районах, благоустройством территорий.

О факторах и итогах избирательной кампании рассуждает политолог Андрей Лазуткин.

Информационная работа ЦИК

Единый день голосования в республике проводился впервые, и с момента принятия новой Конституции ЦИК два года непрерывно вел разъяснительную работу и готовился к выборам. Подготовку можно условно разделить на 3 составляющих: первая часть включала в себя закрытые консультации внутри системы и обучение будущих членов избирательных комиссий; вторая имела формат постоянных встреч в трудовых коллективах государственной формы – как правило, речь шла о разъяснении общей политической обстановки, в которой пройдут выборы. Третье направление — аналитическое — было связано с планированием избирательной кампании и включало анализ внешних и внутренних угроз. Таким образом, ЦИК взял на себя не только процедурные функции, но и информационно-аналитические.

Изменение партийного поля

Накануне избирательной кампании, летом-осенью 2023 года, были ликвидированы 12 из 15 политических партий, которые ранее действовали в Беларуси. Несмотря на то, что партии либерального и националистического толка имели рейтинг в районе 1-3%, ранее они выступали важным элементом местной и парламентской избирательной кампании. Как правило, их использовали в качестве «вывески», «зонтика» для выдвижения кандидатов от тех оппозиционных структур, которые не имели регистрации. Это разного рода движения, общественные объединения, инициативы граждан и иные грантовые проекты, созданные под выборы с нуля.

Ранее такая схема позволяла массово выдвигать от оппозиционных партий безработных, асоциальные элементы и просто лиц, которые не пользовались у населения авторитетом. Теперь упрощенным порядком выдвижения кандидатом могут воспользоваться только 4 зарегистрированные партии. Всем прочим кандидатам пришлось собирать подписи по общему правилу — что, видимо, стало для многих из них непреодолимым барьером. По итогу члены националистических и экстремистских формирований на выборах представлены не были.

Ведущая роль СМИ

Несмотря на то, что предельный размер избирательного фонда для кандидата в Палату представителей составил 2000 базовых (80 000 белорусских рублей), в целом кампания на всех уровнях была малобюджетной, а основные расходы кандидатов были связаны с полиграфией. В таких условиях ключевую роль в информировании граждан играли региональные СМИ, где размещалась информация о кандидатах, телевизионные эфиры, а также адресная рассылка биографических сведений о кандидатах по почте.

То есть в Беларуси есть выраженная специфика, когда даже при невысокой узнаваемости кандидатов и неяркой агитационной кампании государство все равно обеспечивает достаточно высокую явку за счет задействования государственных СМИ, адресного информирования и работы с трудовыми коллективами. На повышение явки были также направлены лекции в учебных коллективах, когда приглашенные специалисты не агитировали молодых людей за конкретного кандидата, а разъясняли важность выборов и специфику текущего момента. Все это можно назвать непрямыми формами агитации — не за конкретного кандидата, а в целом за действующую систему власти.

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59