Меню
Мядельский райисполком

Журналист из Перу: у США излюбленный вид спорта — организация госпереворотов в Латинской Америке

журналист из Перу
Фото: из открытых источников

Перуанец Начо Эль Троба получил образование в области культурного менеджмента и журналистики в одном из университетов родной Лимы. Кроме этого, он занимается археологией. В соцсетях Начо основал собственный марксистский кружок, задуманный как латиноамериканское пространство для обсуждения и популяризации левой мысли, фигуры Карла Маркса и перуанского теоретика марксизма — Хосе Карлоса Мариатеги. Наш герой рассказал о текущей обстановке в Перу, госперевороте против законного президента Педро Кастильо, об излюбленном занятии США — совать свой нос в чужие дела, и о политических альтернативах для Латинской Америки.

— Что для вас стало катализатором в изучении истории и журналистики? На ваш взгляд, чтобы гарантировать стране достойное будущее, необходимо знать свое прошлое?

— Прежде всего, выражаю братское приветствие читателям «Минской правды» и всему белорусскому народу, противостоящему агрессии НАТО и его союзников. В подростковые годы, мы, потомки представителей среднего класса, могли выбирать понравившуюся профессию, которая, впоследствии будет сопровождать нас на протяжении всей жизни. Я выбрал социальные науки и археологию. И это несмотря на то, что была возможность пойти учиться на более прибыльные направления — медицину, инженерию или юриспруденцию. Свое влияние наложило на меня увлечение библиотеками и чтением, книгу я всегда считал лучшим подарком на день рождения. В юные годы, среди многообразия энциклопедических книг, я наткнулся на томики Маркса и Ленина, советские книги издательства «Прогресс». Это все увлекло меня настолько, что я решил изучать общественные науки и далее.

Будучи студентом государственного университета Лимы UNMSM и погружаясь в исторический материализм, я понял, что знания исторических и общественных процессов прошлого должны использоваться как оружие для освобождения народов, чтобы противостоять настоящему и строить будущее. Поверхностно изучать прошлое только в дискурсивных и меркантильных целях – это значит находиться от этих знаний на расстоянии вытянутой руки, и это только поможет укорениться нынешней буржуазно-капиталистической системе.

Какие перспективы устойчивого развития у Перу в современных условиях?

— Перу со своими особенностями напоминает реальность индоамериканцев: с XVI века мы являемся обществом с присутствием социально-экономических моделей, в которых преобладает экстрактивизм природных ресурсов и рабочей силы. Исходя из этого, жизнеспособность истинного устойчивого развития в Перу и во всем регионе будет зависеть только от реализации модели, которая коренным образом изменит производственные отношения, распределение богатства, экономическое планирование и роль государства в регулировании экономики.

Мы знаем, что капитализм основан на постоянном стремлении компаний к максимизации прибыли. Они всегда будут вступать в конфликт с так называемой устойчивостью природных ресурсов. Перу — государство, богатое природными ресурсами — минералами, энергией и гидробиологическими средствами. Чрезмерная эксплуатация этих ресурсов в интересах ошибочного экономического роста приводит к негативным последствиям для окружающей среды и народа (кроме  крупной местной буржуазии и иностранного империализма), о чем свидетельствуют  их катастрофические потери. Это неоспоримый факт. Одни из примеров — потеря лесов в Амазонии или безнаказанные убийства лидеров коренных народов. С марксистской позиции, подход к устойчивому развитию в Перу потребует фундаментальных изменений в производственных отношениях и в способах управления природными ресурсами. А значит планирование экономики с учетом потребностей человека и сохранение окружающей среды, а не безграничное стремление к капиталистической прибыли. Если мы хотим стать устойчиво развитой страной, перестать быть эксплуатируемыми и слаборазвитыми, Перу должна изменить модель на социалистическую. Только это поспособствует планированию экономики и защите интересов населения и окружающей среды. На мой взгляд, только с помощью социалистической модели мы можем стремиться к большей справедливости в отношении распределении богатства, к демократизации в принятии экономических и политических решений.

— Что случилось с президентом Перу Педро Кастильо? Как произошел государственный переворот и кто за ним стоит?

— Несмотря на официальную риторику перуанской и международной прессы, заговор против президента (а ныне — политзаключенного) Педро Кастильо был спланированным госпереворотом не столь нового типа. Это была тактика, аналогичная использованной в Чили при Альенде, при Арбенсе в Гватемале, Луго в Парагвае и Селайи в Гондурасе. План переворота был введен в действие с того самого дня, как Кастильо победил на выборах президента в первом туре. Избирательная кампания второго тура была ожесточенной, наполненной расизмом, криминализацией народного движения,  решительным неофашизмом со стороны перуанской олигархии и посольства США. Они задействовали своих политических оппонентов со всего мира, чтобы всеми силами предотвратить победу перуанского народа.
Даже когда победа во втором туре была объявлена официально, олигархия обратилась к закону с целью затянуть переходный процесс, оставив новому правительству минимальное пространство для переговоров.

 В ходе классовой борьбы и уже находясь в правительстве, президент Кастильо столкнулся с сопротивлением и оппозицией со стороны правых политических и экономических кругов, представлявших интересы элит, частного бизнеса и транснациональных корпораций. Они никогда не принимали Кастильо. А ведь он ни разу не провозглашал себя марксистом или левым. Он был лидером, который больше отождествлял себя с популярными профсоюзными секторами. Увы, в его предложениях не содержалось призывов к большему перераспределению богатства, структурным реформам и целенаправленному подходу к потребностям  рабочего и обездоленного классов.

Была весьма слабая поддержка Кастильо со стороны политических кругов, приведших его к власти, включая его правящую партию. Хоть она и была объявлена организацией марксистской направленности, но на деле была оппортунистической. Она и привела его к изгнанию. Партия отказалась от поддержки Кастильо по личным и абсурдным причинам, аналогично поступил союз социал-демократических сил и прогрессивных технократов.
Эти политические секторы,  призванные поддерживать правительство, действовали сообща с консерваторами и неолибералами, представителями крупного капитала и действующими властями внутри страны и за ее пределами. Они использовали свое влияние в прокуратуре, конгрессе и даже, возможно, в президентском окружении, чтобы спровоцировать неконституционный закон (полномочиями правительства пытались отстранить президента недемократическим путем). Уже в конце своего правления, президент имел лишь пару политических союзников. Однако Педро Кастильо заплатил кровью за защиту своих прав и выбора своего народа, который  вышел на улицы 7 декабря 2022 года.

— Какими были репрессии в Перу после учиненного госпереворота? Сплотило ли народ это событие?

— Репрессии со стороны путчистского военно-гражданского альянса, приведшего к власти Дину Болуарте, были безжалостными и систематическими нарушениями прав человека. Это зафиксировано во многих официальных документах. Что примечательно, последний раз военно-гражданский альянс у нас в стране случился в 1992 году при диктатуре Фухимори. В данный момент обвинения в репрессиях со стороны альтернативной прессы и гражданского общества не слышат и игнорируют в международных правозащитных организациях. Факты насильственного подавления и запугивания народа неудобны англосаксам и империализму НАТО.

Дина Болуарте

Мы свидетели убийства безоружных демонстрантов — официальное число жертв на март 2023 года составляет 67 человек.  Мы имеем сотни раненых различной степени тяжести, произвольные аресты общественных лидеров и обычных граждан, постоянное запугивание борющихся социальных слоев. Самым поразительным является то, что мы с вами говорим об убийствах. В стране установился абсолютно реакционный и фашистский режим, напоминающий нынешнюю власть в Украине. Да и Болуарте импонирует Зеленскому, ведь для нее отведена роль марионетки.

К сожалению, народные движения в Перу не избежали дефрагментации и разрушения после четырех десятилетий существования неолиберальной модели. Исторически Перу было раздробленным регионом, объединенным лишь на несколько столетий, в отличие от его тысячелетней цивилизации. Благодаря капиталистической системе, основанной на индивидуализме и системе экономики при капитале, обнищал пролетариат и крестьянство. Эти проблемы усугубили разногласия, начиная с географических (север с югом, Сьерра с Сельвой), вплоть до этническо-культурных (креолы против метисов, метисы против индейцев).

Среди различных фронтов борьбы я хочу выделить Национальное движение за права перуанского народа (MONDEP), возглавляемое доктором Вильфредо Роблесом — адвокатом президента Кастильо. Оно проделало долгий путь в своей работе, не поддаваясь на провокации и не впадая в оппортунистические шорт-треки.

— То, что произошло в Перу, не является единичным случаем. Мы можем наблюдать подобные госперевороты во многих странах Латинской Америки: Боливии, Гондурасе, Венесуэле. Почему США, так или иначе, были всегда причастны к этим мятежам?

— На первый взгляд может показаться, что империализм янки (американцев) находится в упадке в регионе и во всем мире. Несмотря на ухудшающиеся экономические показатели США, у них есть свой отдельный излюбленный вид спорта после бейсбола:  организация госпереворотов в Латинской Америке в интересах империализма.  Присутствие янки в Латинской Америке сохраняется на протяжении всей ее долгой истории. А военные и политические интервенции позволяют США поддерживать и расширять свое влияние в нашем регионе. Они обостряют у наших стран проблемы экономической зависимости, социального  неравенства и нестабильности.

Спустя четыре десятилетия мировая гегемония Штатов вновь ставится под сомнение. Они не могут смириться с движениями сопротивления и народной борьбой, которые стремятся противостоять иностранному вмешательству, отстаивают национальный суверенитет и защищают интересы рабочего класса. Поэтому американцы будут и дальше способствовать мятежам и войнам между соседними странами, усиливать классовое неравенство, ксенофобию, проникать в общественные движения, прикрываясь своими так называемыми программами сотрудничества, наподобие USAID.

— Как присутствие БРИКС меняет геополитическую картину в Латинской Америке? Удастся ли вывести Перу из зависимости от США?

— В настоящее время присутствие новых международных игроков, таких как Индия, Китай и Россия, действительно изменило  геополитический ландшафт в Латинской Америке. Эти страны стали генераторами новой динамики влияния и конкуренции, что, несомненно, ударило по положению американского империализма не только в этом регионе, но и во всем мире.
На Латинскую Америку БРИКС (ключевым членом которого является Бразилия) будет оказывать положительное влияние, поскольку организация является лицом сопротивления и автономии перед империализмом янки. БРИКС поспособствует большей диверсификации международных отношений и большему балансу сил на региональной и глобальной арене. Для этого необходима оценка подписываемых БРИКС договоров с точки зрения динамики власти, экономических отношений, социальных и политических последствий, возникающих в результате сотрудничества между этими странами.

Для того, чтобы БРИКС помог нам покончить с экономической и политической зависимостью от империализма США, необходима солидарность этого союза с борьбой рабочего класса и освобождением народных слоев. Я считаю, что новые стратегические союзы в этой империалистической мировой системе должны быть нацелены на то, чтобы порвать с капиталистической динамикой, которая ведет нас только к эксплуатации народов и их ресурсов, углубляя внутреннее неравенство.

— Беларусь задействована в строительстве жилья и инфраструктуры в Венесуэле в рамках всестороннего сотрудничества между странами. А для Перу было бы полезным укрепление отношений с Россией и Беларусью?

— Прежде всего, я ценю солидарную поддержку Беларуси братской Венесуэле, которая с 1999 года постоянно подвергается саботажу со стороны империализма США и их союзников. Солидарное сотрудничество с Беларусью и Россией было бы полезным для Перу во всех отношениях: от инфраструктуры до центров образования, от науки и технологий до культуры. Для нас являются примерами Венесуэла и Куба — страны, у которых исторически сложилась крепкая дружба с СССР. После землетрясения в перуанских городах Писко и Ика в 2007 году, Венесуэла построила квартал из высококачественных материалов для пострадавших. А Куба, в свою очередь, предоставила Перу своих всемирно известных врачей для оказания помощи раненым. По сей день, мы не устаем благодарить за помощь эти две братские нации.

Можно сказать точно, что выгодное сотрудничество между Перу, Россией и Беларусью станет жизнеспособным только после падения военно-гражданского режима Дины Болуарте, который с трудом поддерживается местной олигархией и американцами.

— Можно ли в Перу повернуть вспять путчистский курс? Есть ли достойные кандидаты на пост президента Перу?

— В Перу классовая борьба и народное сопротивление все еще продолжаются, хоть и фрагментарно. Режим Болуарте и его сторонников имеет устойчивый политический проект, им необходимо достичь постоянства любой ценой, захватывая хрупкие либеральные институты. Боюсь, что предстоящие президентские выборы в 2026 году будут лишены какой-либо легитимности и с большим трудом позволят кандидатам левого толка узаконить фальсифицированный избирательный процесс. Точно также эти выборы должны выявить оппортунистических социальных игроков, которые хотят только квоты власти, представляя себя в качестве «центристской» альтернативы. Такие оппортунисты, не колеблясь, отвлекут внимание от Педро Кастильо, и непременно проявят солидарность с фашистской Украиной.

Я хотел бы быть оптимистом в этом вопросе, но сложившиеся политические условия в Перу очень неблагоприятны. Товарищ Ленин в далеком 1914 году отмечал, что после неудавшейся революции 1905 года, он не верил, что вновь увидит новую революцию. Однако история показала, что в 1917 году Ленин вместе с Советами возглавил  величайшую пролетарскую революцию ХХ века. В настоящее время в Перу, а особенно в наиболее заброшенных и оскорбленных регионах народ держит героическое сопротивление режиму Дины Болуарте (который вносит вклад в разрушение и подчинение нашей страны США), чтобы уступить место проекту суверенной и социалистической республики.

Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59